Исцеление слепого Вартимея

Исцеление слепого Вартимея

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Глаза даны нам, чтобы видеть красоту человека, красоту окружающего нас мира, чтобы через эту чувственную красоту прославлять ее Создателя. 

Нам даны глаза не для того, чтобы услаждаться греховными картинками и терять свою честь; не для того, чтобы любоваться собой в зеркале, изнывая от собственной красоты и значимости; не для того, чтобы подглядывать в замочную скважину за соседями, следить за ближними и как безумный фарисей говорить: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи…» (Лк. 18: 11). 

Однако сколько людей в этом мире, которые имеют глаза, но не видят ничего; которые имеют глаза, но не видят Бога; которые согрешают глазами и губят свои души и тела, потому что их глаза увели их с пути, ведущего к Богу. Таких людей духовная наука называет духовными слепцами, и эта духовная слепота часто проявляется в слепоте физической как диагноз болезни духовной. 

Святитель Николай Сербский объясняет этот факт с помощью духовной науки: «Телесная слепота есть лишь бледная картина слепоты духовной и ясное напоминание духовным слепцам, не видящим ни Бога, ни Царства Божия, чтобы они пришли в себя и лечились, пока еще есть время. Чрез слепцов телесных Бог хочет открыть слепоту слепцов духовных. Источник слепоты очей – не Бог, но, как и в случае со всеми прочими изъянами и болезнями, грех человеческий. Если бы не было в людях слепоты духовной, то и все слепые телесными очами сразу бы прозрели. Но пока будут существовать слепцы духовные, духом не видящие Бога, Бог будет изображать их слепоту чрез закрытые очи телесно слепых». 

Евангелие говорит нам, что иногда люди не имеют физического зрения ради того, «чтобы на них явились дела Божии» (см.: Ин. 9: 3). Часто физически слепой бывает очень зорким внутренне. 

Мы слышали сегодня в евангельском чтении, как Господь исцелил слепого в Иерихоне. Однажды Господь путешествовал из Галилеи в Иерусалим, и путь его пролегал через Иерихон. «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18: 35-38). 

Евангелист Марк сообщает, что этого слепца звали Вартимей. 

Вартимей позвал Господа по имени, потому что слышал о Нем, знал, что Он исцеляет больных, поэтому встреча с Иисусом из Назарета была его шансом обрести зрение. 

Окружавшие Христа люди пытались заставить его замолчать, но он, не обращая на них внимания, кричал и кричал: «Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18: 39). 

Что могли дать слепому эти люди, которые заставляли его молчать? Мелкую монету? Разве могли они дать ему зрение? 

Этот слепец своим духом видел, что он будет исцелен Христом, что пробил его час, и он может получить зрение сейчас или остаться навечно во тьме, послушай он людей. И он продолжал громко кричать, взывая о помощи к Тому единственному, Кто может дать ему то, что дает только Бог, не обращая внимания на толпу. Вартимей духом своим чувствует, что через Христа ему дано будет зрение, а значит дана будет новая жизнь. Тогда зачем обращать внимание на этих людей, которые ничего ему дать не могут, кроме разве жалких, грязных грошей. 

Не надо бояться людей, которые пытаются заставить тебя молчать, которые хотят встать между тобой и Богом. Не надо обращать внимание на людей, которые не могут дать тебе ни зрение, ни знание, ни жизнь. Зачем слушать этих людей, которые заставляют тебя замолчать, чтобы ты не общался с Богом и остался навсегда в этой придорожной пыли? Надо без устали кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня», пока Он не услышит… 

Крепкая, непреодолимая вера слепого Вартимея обратила на него Божественное внимание: «Иисус, остановившись, велел привести его к Себе» (Лк. 18: 40). 

Господь остановился ради нищего слепца, сидящего в дорожной пыли, а куда было спешить, ведь ради людей, ради этого слепца Он и пришел в этот мир. «И, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня?» (Лк. 18: 40-41). 

Господь спрашивает Вартимея о причине его криков не потому, что не знает ее, но для того, чтобы человек сам четко выразил свое желание, свою просьбу. Сердечная молитва должна быть облечена в слова, потому что словесная молитва усиливает молитву сердечную. 

«Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть» (Лк. 18: 41). 

«Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лк. 18: 42-43). 

Одно всемогуще Божественное слово «Прозри!» – и Вартимей получил зрение. Вера его спасла его. 

Вера – это единственное, чего ожидает от нас Бог, и это единственное, что мы можем дать Ему. 

Верь, и Бог исполнит то, что ты хочешь. 

Верь, и уши твои станут слышать Слово Божие, и очи твои увидят любовь Божию, и уста твои откроются, чтобы громко говорить всему миру о величии и славе Божией. Аминь.