Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава

Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава, произнесенная в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в Трехсвятительском храме Богородице-Алексеевского монастыря, г. Томск, 12 февраля 2019 г.

 

Приветствую Вас, владыка Силуан, дорогие о Господе отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех с днем памяти великих вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста!

Поздравляю с престольный праздником этого святого храма, недавно построенного, в том числе и Вашими трудами, владыка Силуан, на историческом месте, где располагался когда-то архиерейский дом.

Когда в 1834 году прибыл в Томск первый назначенный на новую Томскую кафедру епископ Агапит, Богородице-Алексеевский монастырь гостеприимно предоставил помещение, где разместился сам епископ и его сотрудники. Здесь, на этом месте, находился архиерейский дом, при котором была устроена церковь во имя трех святителей, память которых мы празднуем сегодня.

Через какое-то время здесь разместилась Томская духовная семинария, которая находилась на этом месте до 1900 года.

После революции, в годы лихолетья, все пришло в запустение, святыня была разрушена, и уже в наши дни, милостью Божию и молитвами святителей Христовых была восстановлена.

Святые отцы говорят, что, когда строится и освящается церковь, Господь дает этому храму особого Ангела Хранителя, и даже если храм разрушается врагами либо уничтожается стихийными бедствиями, то Ангел продолжает на этом месте пребывать и возносить Богу молитвы. Так было несколько безбожных десятилетий ХХ века, когда на этом месте возносили молитвы только лишь Ангелы, а человеческими очами видима была мерзость запустения на святом месте. Но теперь здесь храм Божий, и мы снова совершаем богослужение, и особенно отрадно совершать это богослужение в день престольного праздника, в день трех святителей.

Эти святители Христовы особенно потрудились на благо Церкви и для утверждения Божественной истины. Со временем в Византии возник спор, кто из этих святителей больше угодил Богу и больше пользы принес Церкви Христовой. Одни ратовали за святителя Василия, другие утверждали, что более велик святитель Григорий Богослов, кто-то отстаивал святителя Иоанна Златоуста. И когда этот спор достиг определенный степени накала, сами три святителя явились святому Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, и сказали: «Пусть споры прекратят, ибо мы равно благоугодили Богу. Объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу».

Святой Иоанн определил праздновать их память в тридцатый день января, того месяца, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности. Так возник праздник в честь трех святителей.

Эти святители, жившие в Византийской империи, оставили Церкви свои творения, которые они составили на греческом языке. Двое из них – святитель Иоанн Златоуст и святитель Василий Великий – оставили свои чины Божественной Литургии, так же составленные на языке греческом. Поэтому существует давняя традиция там, где существует духовное учебное заведение – семинария или академия – в этот день совершать богослужение на древнегреческом языке, на том самом языке, на котором оставили нам Евангелие святые апостолы, кроме евангелиста Матфея, на котором писал апостол Павел и другие святые апостолы, на котором оставили свои назидательные писания святители Церкви Христовой, среди которых ныне чествуемые три святителя.

Чины древней Божественной Литургии, сохранившиеся до нашего времени, так же были составлены на греческом языке. Традиция служить в день трех святителей на греческом языке возникла в Москве, где до сих пор недалеко от Кремля, на улице Никольской, есть Заиконоспасский монастырь, рядом с которым когда-то находился греческий Никольский монастырь. В Заиконоспасском монастыре в 1685 году была образована первая высшая духовная школа на Руси – Славяно-греко-латинская академия, из которой вышли два самых известных российских учебных заведения – Московский государственный университет и Московская духовная академия.

В день памяти трех святителей для того, чтобы учащиеся Славяно-греко-латинской академии более прониклись богослужением на языке святителей древней Церкви, греки-священнослужители из Никольского монастыря приходили в академию и совершали богослужение на греческом языке. Оттуда эта традиция перешла в Московскую духовную академию, а от нее – и в другие духовные учебные заведения Русской Церкви.

Исключением не стала и наша Томская духовная семинария.

С середины ХIХ века здесь – именно на этом месте, в Богородице-Алексиевском монастыре, находилась Томская семинария – совершались несколько раз в году богослужения на греческом языке. Положил начало этой традиции в Томске ректор семинарии архимандрит Никанор (Надеждин), скончавшийся в сане епископа Олонецкого. Он был знатоком греческого языка, любителем греческой службы и сам готовил студентов к службе на греческом языке. Томичи так любили эту службу, что храм не вмещал всех желающих, и люди стояли вокруг церкви на улице, слушая службу через открытые окна и двери.

Когда в 1992 году была возрождена Томская духовная семинария, эта традиция совершения службы на греческом языке вновь стала входить в литургическую жизнь Томска. И вот уже на протяжении нескольких лет в день памяти трех святителей мы вместе с семинаристами приходим в этот храм для того, чтобы совершить эту дивную Литургию, во время которой мы слышим молитвы так, как они звучали из уст самих трех святителей.

Святители Христовы твердо стояли на страже Божественной истины, на страже святого Православия.

Мы живем в непростое время, когда враг рода человеческого диавол пытается нанести удар по Православной Церкви, разрушить то всеправославное единство, которое Господь заповедовал хранить Своим ученикам.

Следуя примеру великих святителей Христовых и учителей Церкви, мы должны твердо держаться за истину Христову, хранить и соблюдать каноны Святой Церкви, быть непоколебимо верными Христу во всем и до конца.

Пусть молитвы святителей Христовых, перед мощами которых мы возносим свою молитву, сопутствуют нам на всех путях нашей жизни, укрепляют нас в жизни духовной.

Да хранит всех нас Господь! Аминь.