24 февраля – Неделя о блудном сыне
Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Нам хорошо знакома драгоценная притча о блудном сыне (см.: Лк.15: 11-32), которой Святая Церковь готовит нас к Великому посту. И вновь мы слышали ее сегодня. С трепетом и благоговением обратимся к этой многоценной притче еще раз, чтобы взять для себя нечто полезное и спасительное.
Однажды младший сын пришел к отцу и потребовал причитающуюся ему долю наследства. Отец разделил имение свое между сыновьями. Младший взял свою долю и через некоторое время ушел из отеческого дома «на страну далече» (Лк.15: 13). Молодому человеку жизнь в отцовском доме показалась тягостной, он жаждал свободы и получил ее. Эта свободная жизнь стала непрерывным праздником, непрекращающейся чредой увеселений с друзьями и подружками сомнительного поведения. «Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе» (Сир.13: 20). Юноша избавился от так тяготившего его отеческого контроля и от отеческой заботы, но сам себя он оказался неспособен контролировать, сам о себе он позаботиться не смог, и вскоре расточил «имение свое, живый блудно» (Лк.15: 13). Настало время, и деньги кончились, а вместе с ними исчезли и распутные друзья-подружки, праздник превратился в мрачные будни нищеты.
Это – история любого грешника.
Каждый человек от рождения получает свою долю Небесного наследства, получает огромное богатство по праву сыновства от любящего Отца Небесного. Самое главное и самое великое богатство – это жизнь, затем различные душевные дарования, интеллектуальные таланты, физическое здоровье и красоту. Человек принимает все эти богатства, но ему становится скучно с Богом, ему становится тягостно присутствие Божие, потому что хочется свободы, хочется жить, как вздумается. Бог, столь богато одарив человека, дал ему и заповеди Свои, чтобы человек жил по этим заповедям и приумножал свои богатства во славу Божию и на радость и спасение себе и ближним. И человек, взяв дарованное Богом богатство, отвергает Бога, решает, что все это принадлежит только ему и он вправе распоряжаться этим по своему произволу. Он забывает Бога – своего Отца Небесного, уходит «на страну далече» (Лк.15: 13) и начинает расточать свое имение, живя блудно, начинает тратить свои физические и духовные силы на удовлетворение своих низменных страстей. Грешник получает какие-то призраки радости, удовольствия, забывая, что есть закон Божий, следуя которому только и можно жить по-настоящему, а постоянно нарушающий его долго не протянет. Так и получается. Сколько бы человек не веселился, не порхал по жизни, но рано или поздно это кончается. Таков закон действия греха: он удаляет человека от Бога и разрушает жизнь этого человека.
Трудиться, чтобы заработать деньги на пропитание, теперь несчастный блудный сын и рад бы был, но в стране той наступили трудные времена: «настал великий голод в той стране» (Лк.15: 14), так что ему не давали кушать даже то, чем питались свиньи.
Так и у грешника, который бессмысленно, преступно растратил все свои силы, разрушил свою жизнь, наступает голод: уже нет сил и возможностей плодотворно трудиться, уже нет даже возможности вкусно покушать, потому что разрушенное здоровье позволяет хлебать только отвратительную баланду из таблеток и диетического питания. Но еще сильнее и невыносимее страдает душа, которая при таком образе жизни всегда голодала, и нет на земле такой таблетки, чтобы насытить, успокоить ее.
Человек, хотевший когда-то свободы, независимости от Отца Небесного, впал в страшную зависимость от своих животных инстинктов и стал рабом диавола, таким жалким и ничтожным, что любая свинья гораздо лучше и счастливее…
Пребывая в таком отчаянном положении, погибающий от голода блудный сын «пришел в себя», вспомнил о доме отца своего, где спокойно, уютно и сытно, где царствуют настоящие любовь и радость, и решил вернуться к отцу со словами: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.15: 18-19).
«Встал и пошел к отцу своему» (Лк.15: 20).
Вот пример истинного покаяния, настоящего изменения жизни. Грех ввергает человека в жуткие бедствия; эти бедствия приводят человека в себя, к осознания своего несчастья, своей греховности и недостоинства, приводят к раскаянию и решимости вернуться к Богу. «Встану, пойду к отцу моему» (Лк.15: 18), – решил блудный сын – и сделал: встал и пошел. И нежно любящий отец принял беспутного сына с радостью, без упреков и вернул ему утраченные честь и достоинство.
Возможно, даже те, кто называет себя христианами, давно живут без веры, без молитвы, без церковных Таинств, живут под абсолютным владычеством своих страстей, лишившись всяких добродетелей, так что душевно оскудели настолько, что вся жизнь их представляется сплошным кошмаром, который прекратится только в могильной яме.
Но ситуация поправима, поэтому в преддверии Великого поста – благодатного времени молитвы и покаяния – Святая Церковь показывает нам наше истинное состояние и указывает путь к исправлению, чтобы время Великого поста не прошло для нас впустую:
«Отеческаго дара расточив богатство, с безсловесными скоты пасохся окаянный и тех желая пищи, гладом таях, не насыщаяся, но возвратився к благоутробному Отцу, взываю со слезами: приими мя, яко наемника, припадающа человеколюбию Твоему, и спаси мя» (Отеческого дара расточив богатство, с неразумными скотами пасся я, несчастный, и желая их пищи, голодал, не насыщаясь; но возвратившись к милосердному Отцу, взываю со слезами: прими меня, как наемника, припадающего к человеколюбию Твоему, и спаси меня). Аминь