2 марта – Вселенская родительская (мясопустная) суббота

2 марта – Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«В этот день божественные отцы установили совершать память всех от века во благочестии скончавшихся людей по таковой причине.

Поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же как нищие и убогие, не были отпеты. Божественные отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что церковное поминовение приносит им великую пользу.

Так Божия Церковь совершает память одновременно всех душ усопших.

Во-вторых, поскольку в завтрашний день будет вспоминаться Второе Христово Пришествие, то уместно сотворить и память душам всех некогда живших, умоляя Страшного и Нелицеприятного Судию явить им обычную милость и сподобить их обетованного блаженства», – читаем мы в Синаксаре в субботу мясопустную.

Мы молимся за усопших, потому что знаем, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38). Сам Господь говорит: «Не плачьте; она не умерла, но спит» (Лк. 8: 52). Господь Иисус Христос на то и пришел в этот мир, чтобы разрушить владычество смерти до основания, так что и имени ее не оставляет: «Не умерла, но спит» (Лк. 8: 52). Нет смерти, но есть успение.

Гроб не есть последний предел бытия человека. «Жив Господь порядка, правды и благости, – говорит святитель Филарет Московский, – и в Нем жива по смерти душа наша!» Господь рассеял ужас, окружавший смерть, «избавил тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (см.: Евр.2: 15), и теперь смерть уверовавших во Христа, живших по Его заповедям, соединившихся с Ним еще на земле, уже не есть смерть, но блаженное успокоение от трудов жизни: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» (Откр. 14: 13). «Мертвые, умирающие в Господе», – это те, «которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24); которые уже не сами живут, но живет в них Христос (см.: Гал. 2: 20), – такие «успокоятся от трудов своих» (Откр. 14: 13).

«О, благословенная суббота для тех, которые не погубили дней делания! Они понесли зной дня и холод ночи, трудились до пота, сражались до крови, бодрствовали до изнеможения: теперь уже не будут они носить никаких бремен, налагаемых миром и плотью; не пойдут собирать себе пищи, но будут вкушать от манны, уготованной Господом; никакая страсть не зажжет в них огня… никакой враг не достигнет их. «Они успокоятся от трудов своих» [Откр. 14: 13]» (святитель Филарет Московский).

Такова участь праведников.

Наши братья и сестры, уходя в вечность, не разлучаются с нами. Мы все – члены Церкви, у нас одна Глава, одно Сердце, одна Жизнь – Господь и Спаситель Иисус Христос. Это единство нерасторжимо. Мы все служим одному Богу и Ему одному согрешаем, не умеем служить чужим богам, поэтому Церковь и призывает нас всегда, а сегодня – особенно, молиться за наших сродников по плоти и по вере: «Живыми и мертвыми обладаяй яко Бог, упокой Твоя рабы в селениих избранных, аще бо и согрешиша, Спасе, но не отступиша от Тебе»; «Упокой рабы Твоя во стране живых, Господи, отонюдуже отбеже болезнь, печаль вкупе и воздыхание, очисти яко Человеколюбец, яже в житии согрешиша, един бо безгрешный еси и милостивый, мертвых и живых Владыка».

Долг христианской любви призывает нас молиться за усопших, не только за тех, кого мы знаем, но и за незнакомых, потому что такая молитва бывает весьма полезна и для них, и для нас, как говорит Ф.М. Достоевский устами своего персонажа, старца Зосимы: «На каждый день и когда можешь, тверди про себя: «Господи, помилуй всех днесь пред Тобою представших». Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле, и души их становятся пред Господом – и сколь многие из них расстались с землей отъединенно, никому не ведомые, в грусти и тоске, и никто-то не пожалеет о них… И вот, может быть, с другого конца земли вознесется ко Господу за упокой его и твоя молитва, хотя бы ты не знал его вовсе, а он тебя. Сколь умилительно душе его, ставшей в страхе пред Господом, почувствовать в тот миг, что есть и за него молельщик, что осталось на земле человеческое существо и его любящее. Да и Бог милостивее воззрит на обоих вас, ибо, если уже ты столь пожалел его, то кольми паче пожалеет Он, бесконечно более милосердный… И простит его ради тебя». Аминь.