3 марта – Неделя мясопустная, о Страшном Суде

3 марта – Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Подготавливая нас к Великому посту, Святая Церковь говорила нам в предыдущие два воскресных дня о любви и милости Божией к кающимся грешникам притчами о мытаре и фарисее и о блудном сыне. Мы видели человеколюбие Божие, Который «нас ради и нашего ради спасения» сошел с Небес, воплотился от Святого Духа и Марии Девы и вочеловечился, ради нашего спасения «страшные Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию» претерпел.

Однако, заботясь о спасении наших душ, чтобы мы, уповая лишь на человеколюбие Божие, говоря: «Человеколюбив есть Господь», не предавались духовной лености, не погрязли в грехах и не погибли для блаженной Вечности, чтобы не случилось с нами такого недоразумения, Церковь и напоминает нам сегодня, что Господь паки придет на землю судить живых и мертвых, поэтому «в сей день Второго и неумытнаго, т.е. неподкупного, Пришествия Христова память творим».

Не надо забывать, что настанет день Страшного Суда, когда Господь Иисус Христос – Праведный Судия придет во славе, чтобы каждому воздать по делам его.

Совершив вчера сугубую молитву о всех усопших православных христианах, умоляя Страшного и Нелицеприятного Судию явить им Свою милость и сподобить их обетованного блаженства, Святая Церковь сегодня призывает нас задуматься и о себе, о своей жизни, о своем спасении, потому что непременно придет время, когда и наши души будут призваны к Престолу Небесному дать отчет за жизнь на земле.

«Помышляю день оный и час, егда имамы вси, нази и яко осуждени, Неумытному Судии предстати, тогда труба возшумит вельми, и основания земли подвижатся, и мертвии от гробов воскреснут, и возрастом единем вси будут, и всех тайная явле́нна предстанут пред Тобою, и возрыдают, и восплачутся, и во огнь кромешный отыдут, иже никогдаже покаяшася; и в радость и веселие праведных жребий внидет, в Чертог Небесный» (в Неделю о Страшном Суде, 1-я стихира на хвалитех), – такими благочестивыми и спасительными мыслями наполняет нас сегодня Святая Церковь.

В тот Великий и Страшный день одним за их попрание заповедей Божиих и нераскаянность будут определены в будущем муки и стыд, а соблюдающим закон Божий будет дана в награду вечная слава и вечная радость вместе с сонмом святых и собранием праведников.

«Однажды, встав очень рано, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – ходил я с двумя братьями вне… города, и возвел очи свои на небо, которое подобно чистому зеркалу со славой освещало звездами землю, и в удивлении сказал: «Если звезды сияют с такой славой, то насколько более праведные и святые, сотворившие волю Святого Бога, в тот час, когда придет Господь, воссияют неизреченным светом спасительной славы!»

Но вдруг при воспоминании об этом Страшном Христовом Пришествии содрогнулись кости мои, и, ощутив трепет в теле и душе, я заплакал с сердечной болью и сказал, вздыхая: «Каким я, грешник, окажусь в этот страшный час? Как предстану Престолу Страшного Судии?.. Как мне, бесплодному, оказаться в числе святых?.. Или что мне делать, когда святые узнают друг друга в Небесном Чертоге? Кто меня узнает? Праведные будут в Чертоге, а нечестивые в огне»».

Нам всем предстоит однажды умереть и предстать на Суд Божий. И напрасно люди боятся смерти, словно конца своего существования. Для всех нас смерть – это переход, и совершить его надо уверенно, потому что это переход от жизни временной к Жизни вечной, от тления – к нетленности, от смятения – к покою. Мысль о смерти, как говорит святитель Амвросий Медиоланский, представляется ужасной только тем, кого обличает совесть, ведь для праведников смерть, словно тихая гавань, а для преступников она подобна кораблекрушению. Не боится смерти тот, кто верит Богу и не совершил в своей жизни того, что должно внушать страх. Не боится смерти тот, кто уже в этой жизни умер для всех помышлений плотских, враждебных Богу, кто уже в этой жизни предал свою душу Христу и имеет право сказать: «Не Богу ли повинуется душа моя?» (Пс. 61: 2). Такого не может сказать ни убийца, ни блудник, ни чревоугодник, ни сребролюбец, ни лжец, ни завистник, ни клеветник. Такого не могут сказать нераскаянные злодеи, которые без оглядки злодействуют злодейски (см.: Ис. 24: 16).

Душа каждого человека должна вознестись к Божественному на крыльях любви. Каждый должен возвысить свою душу, лежащую в прахе, должен пробудить своего орла, как написано: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102: 5), чтобы обновиться, вновь обрести невинность. Древние считали, что орел чудесным образом обновляется каждые десять лет, вновь становясь юным, поэтому и использует этот образ святой псалмопевец Давид в своей божественной поэзии, обращая эти слова к душе, которая должна вознестись к Небесам, сбросить ветхие одежды греха и засиять чистотой святости. Чем выше взмывает в небеса орел, тем в большей безопасности он находится, тем меньше у него шансов попасть в силки, которых много расставлено на земле: «На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне» (Пс. 141: 4).

Обходя с Божией помощью все диавольские ловушки, заботясь о своей душе, созидая свое спасение, мы не должны забывать о тех, кто рядом с нами идет по жизни, особенно если кто находится при смерти. «Благословение погибающего на мя да придет» (Иов. 29: 13), – говорит Иов Многострадальный. Если ты видишь человека, подошедшего к последней черте своей жизни, помоги ему, поддержи его, чтобы душа умирающего, отделяясь от тела, унесла с собой на Небо слова, благословляющие тебя, тогда отрадна будет и твоя жизнь после смерти в Обителях Небесных, потому что «наше жительство – на небесах» (Флп. 3: 20).

Нам нечего бояться жизни на земле, нечего бояться и смерти. Сам Господь говорит нам: «Не бойтесь» (Мф. 28: 10), «то есть не бойтесь грехов века сего, не бойтесь беззаконий мира, не бойтесь волнений плотских страстей: Я есмь прощение грехов. Не бойтесь тьмы: Я есмь свет. Не бойтесь смерти: Я есмь жизнь. Всякий приходящий ко Мне «не увидит смерти вовек» (Ин. 8: 51)» (святитель Амвросий Медиоланский).

Зная это, доверяя Тебе, «мы следуем за Тобой, Господи Иисусе, но, чтобы мы последовали, призови нас, ибо без Тебя ни один не сможет подняться. Ты ведь путь, истина, жизнь, возможность, вера, награда. Прими Ты нас как Путь, укрепи нас как Истина, оживи как Жизнь» (святитель Амвросий Медиоланский). Аминь.