Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава

Проповедь митрополита Томского и Асиновского Ростислава, произнесенная в день обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Петропавловском соборе, г. Томск, 9 марта 2019 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник обретения честной и многоцелебной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна часто приходится на дни Великого поста. Но в этом году он пришелся на преддверие поста, на предшествующую посту субботу, которая в церковном календаре обозначается как суббота всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Прежде, чем мы вступим в Великий пост, мы вспоминаем всех тех святых, которые угодили Господу на поприще святого поста.

Символично, что в этом году произошло совпадение дня памяти Иоанна Крестителя и дня памяти всех подвижников, потрудившихся постом ради Господа, ибо святой Иоанн Креститель также был одним из великих аскетов, постников, который, находясь в пустыне и питаясь акридами и диким медом, смирял свою плоть, и, очистив ее, подготовил себя к встрече с Христом Спасителем.

Святого Иоанна Крестителя мы именуем не просто Пророком, но и Предтечей. Что же такое Предтеча? Это слово происходит от слова «течение» или «течь». Так вот, прежде, чем в мир придет Спаситель мира, Бог посылает в этот мир Его Предтечу, то есть того, кто предшествует Богу, чтобы приготовить этот мир к встрече с Ним.

В чем же состояла эта подготовка?

Когда, достигши тридцатилетнего возраста, Иоанн вышел из пустыни, где в предшествующие годы постом, молитвой, самоотречением готовил себя к этому великому служению, то огласил окрестности Иордана проповедью: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3:2).

Чтобы приблизиться к Богу, чтобы впустить Бога в свою жизнь, надо избавиться от греха. И как знак покаяния и внутреннего очищения, те люди сходили в воды Иордана, в которых великий Пророк совершал над ними священное омовение, или крещение.

Сегодня, празднуя обретение главы Иоанна Крестителя, мы вспоминаем его проповедь, его призыв к покаянию, и это перед началом Великого поста напоминает нам о том, что грех препятствует нашему приближению к Богу, мешает Богу войти в наше сердце, а преодолеть грех можно только через покаяние.

Однако покаяние – это не просто констатация того факта, что мы грешные. Мало прийти на исповедь и перечислить, часто формально, те или другие грехи, которые мы в себе обнаружили. Покаяние, или метанойя – по-гречески, значит перемена, изменение.

Когда человек идет в одном направлении, и вдруг осознает, что эта тропинка ведет его в топкое болото, где ожидает погибель, то разворачивается и идет в противоположную сторону.

Вот что такое покаяние.

Вступая в Великий пост из желания изменить направление своей жизни, мы приносим Богу покаяние. И если это покаяние совершается, то тогда разрушается стена между нами и между Богом, и Бог входит в нашу жизнь. Для человека, который принес это покаяние и изгнал из своей жизни грех, Бог – не Личность, Которая пребывает где-то далеко-далеко. Только безбожники представляют себе Бога, находящегося где-то там, в далеких галактиках. Священное Писание говорит, что «близок Господь к сокрушенным сердцем» (Пс. 33: 19), то есть близок ко всем, кто живет по заповедям Божиим, кто изгнал из своей жизни грех, кто стяжал заповеданные Богом добродетели. Бог в таком человеке пребывает.

Если мы будем соблюдать заповеди Божии и принесем покаяние, освободимся от греха, Бог, в Троице Единой славимый и покланяемый, готов прийти к нам и у нас сотворить Себе обитель: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23). Именно поэтому говорит апостол Павел, обращаясь к христианам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3: 16).

Чтобы каждому из нас стать храмом Божиим, чтобы в нас пребывал Господь, Святая Церковь и призывает нас к духовному труду, к которому призывал и продолжает призывать нас и ныне празднуемый великий Иоанн Креститель. Вступая в Великий пост, запомним его призыв, который снова и снова будет будоражить нашу совесть и подвигать к действию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Аминь.