Беседа после чтения Великого канона в понедельник седмицы 1-й Великого поста — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Беседа после чтения Великого канона в понедельник седмицы 1-й Великого поста

Беседа после чтения Великого канона в понедельник седмицы 1-й Великого поста

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Вновь в чудном творении преподобного Андрея Критского проходят перед нашим духовным взором дивные и отвратительные образы Ветхого и Нового Заветов, вновь это побуждает нас разогнуть святую книгу Священного Писания, в которой описана жизнь человечества и каждого человека в его глубоких нравственных падениях, когда человек дерзает жить самовольно, без Бога, руководствуясь только своими страстями, и в его духовном величии, когда он проводит свою жизнь с Богом и в Боге, стараясь всемерно исполнять всеблагую волю Божию. Через Великий покаянный канон святой его составитель заботливо раскрывает мне, тебе, каждому христианину духовные очи, чтобы мы смогли увидеть связь прошлого, настоящего и будущего и чтобы в этой связи времен, в этом непрерывном потоке времени увидеть свое место, то место, которое мы занимаем, и то – которое должны занять, и тот путь, который приведет нас от плохого, грешного к вечноблаженному.

Сегодня автор Великого канона возвратил нас к истории святого праведного Иосифа Прекрасного, в которой много полезного и назидательного для каждого человека, особенно же – для христианина. Нам есть о чем задуматься…

«Исповедаюся Тебе, Христе Царю: согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и целомудрия» («Исповедаюсь Тебе, Христос Царь: согрешил я, согрешил, как некогда братья, продавшие Иосифа – плод чистоты и целомудрия»).

Однажды Иосиф Прекрасный рассказал своей семье сны, из которых следовало, что придет время, и все они поклонятся ему, что все они будут у него в повиновении. В этих снах Господь открывал всем будущее величие Иосифа. Этого не смогли простить Иосифу его братья. Братья завидовали ему, потому что отец всегда особенно относился к нему, завидовали его избранности. Богопротивная страсть – зависть – породила еще более страшное желание братьев – убить Иосифа. Ослепленные ненавистью к своему брату, эти несчастные не понимали, что действуют против самих себя.

Святитель Иоанн Златоуст говорит этим безумным братьям: «Не думайте, будто можно изменить то, что провозвещено Самим Богом. Как вы сами толковали сон, так и сбудется через непродолжительное время, хотя бы вы придумали тысячи препятствий. Благоискусный и премудрый Владыка всего, являя могущество силы Своей, часто попускает многоразличные затруднения в делах для того, чтобы, приведши в исполнение Свои намерения, открыть величие Своего всемогущества. Но такова зависть: она не может нисколько размыслить об этом; будучи совершенно, так сказать, пленен ею, человек все делает против своего спасения».

Они, правда, не убили Иосифа, но продали чужеземным купцам, полагая, что там, на чужбине, он все равно умрет, а тут можно еще и деньжат получить. Но праведного Иосифа Господь не оставил, и Иосиф достиг величия. И братья поклонились ему…

Не так ли и мы чистоту и целомудрие своей бессмертной души часто продаем за какие-то земные, временные блага, выгоды, забывая, что эти сребреники никогда и никому не приносили счастья: не избавили двадцать сребреников братьев Иосифа от голода и позора, не избавили тридцать сребреников Иуду от вечного проклятия и смерти.

Пример Иосифа Прекрасного учит нас тому, что никакая людская злоба, никакие самые отчаянные ситуации не могут повредить человеку, если он возлагает все свои упования на Бога. Своим отношением к происходящему человек сам делает себя счастливым или несчастным. Нам надо научиться принимать все скорби, как волю Божию о нас, и в этих, даже самых стесненных, обстоятельствах продолжать жить, находить новые возможности для жизни. И Господь всегда будет нам в этом помощником. Но если человек лишен помощи свыше, тогда он – самый несчастный. Добродетельный же – всегда силен и счастлив, и в любых ситуациях мужественно продолжает жить. «Такова сила добродетели, – говорит Златоустый святитель, – что и через самые гонения она достигает большей силы. Подлинно, нет ничего сильнее, нет ничего могущественнее добродетели – не потому, что она сама по себе имела такую силу, а потому, что приобретший ее пользуется и высшей помощью. С такой помощью и с таким содействием он сильнее всех; он непобедим; он неуловим не только для наветов людских, но и для козней бесовских».

«От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень; ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими» («Сродниками предана была душа праведная; возлюбленный продан в рабство, прообразуя Господа; ты же, душа, сама всю продала себя своим порокам»); «Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего, аз же что Тебе когда сицевое принесу?» («Владыка Господи, Иосиф был некогда во рву, но в прообраз Твоего погребения и Воскресения; принесу ли когда-либо что подобное Тебе я?»).

Если в некоторых событиях жизни святого Иосифа Прекрасного Церковь видит прообразование событий из земной жизни Христа Спасителя, то вся жизнь каждого из нас, вся жизнь каждого христианина в каждом часе, в каждой минуте, в каждом поступке, слове и мысли, должна быть подражанием Иисусу Христу, каждый настоящий христианин должен пройти путем Христа, потому что только Он является Путем и Жизнью. Если же не так, то мы – не христиане. Своими грехами мы продаем себя в рабство темному духу века сего, забывая о своем Спасителе, теряя свой путь к блаженной Вечности, теряя саму жизнь…

Такие мысли приходят сегодня, когда слушаешь слова Великого канона. Этих мыслей не много, но, думаю, они очень важны, и нам всем есть о чем поразмыслить, обращая внимание на свою жизнь.