7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Благовещение Пресвятой Богородицы

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святитель Филарет, митрополит Московский, с благоговением размышляя о великой тайне Боговоплощения, обращает наше внимание на то, что обычно ускользает от нашего внимания – на подвиг молчания Пресвятой Девы Марии. Явление Архангела Деве Марии в день Благовещения с радостной вестью о предстоящем Воплощении Сына Божия раскрывает для нас Ее добродетель молчания.

Архангел обращает к Святой Деве странные слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1: 28, 30-31). Здесь есть о чем поговорить, порассуждать, можно задать множество вопросов, но явление Благовестника не выводит Марию из обычного для Нее молчания – Она не желает разглагольствовать о том, что превыше человеческого слова и разума, и только любовь к девству исторгает из Ее сердца краткое слово: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1: 34). Только крайняя необходимость разрывает узы Ее молчания, чтобы приоткрыть людям великую тайну Ее обручения с Богом, показать Ее непревзойденное достоинство Богоневесты: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1: 35).

Богоизбранная Дева смиренно соглашается: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38).

По прошествии некоторого времени целомудренный Иосиф Обручник, хранитель и свидетель девства Марии, замечает у Нее признаки материнства, смущается, «бракоокрадованную помышляя», и решает тайно отпустить Ее. Однако Пречистая Дева молчит, молчит с явной опасностью для Себя не только обличения, но суда и смерти. Мария молчит, потому что стала совершенным сосудом благодати, а благодать в этом духовном сосуде можно хранить только ненарушимым смиренным молчанием.

Правда, Мария говорила о Своей тайне с Елисаветой, но только потому, что Елисавете уже была открыта эта тайна Самим Духом Святым, так что для обеих это уже не было тайной. Но говорить об этом с Иосифом означало самовольно и дерзостно открыть ему Божественную тайну без Божественного на то соизволения. И Она молчит, принося великую, чистую жертву Богу.

Само Небо открыло праведному Иосифу великую благочестия тайну: «Когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1: 20).

И вот Рождается Спаситель мира – и Ангелы славословят, волхвы проповедуют, праведный Симеон пронзает душу Пречистой Матери грозными

пророчествами, а Она молчит, «сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2: 51).

Пречистая Матерь стоит у подножия Креста Своего Божественного Сына – и молчит. Мы не слышим Ее рыданий, жалоб, воплей, терзаний. Она страдает и молчит, являя нам пример терпения, смирения, веры, надежды, безусловной преданности судьбам Божиим.

Богородица, став избранным сосудом Божественной благодати, хранит без малейшей утраты эту благодать в мире сердца, в безмолвии всего существа Своего с такой твердостью, которую не могли сокрушить никакие удары, никакие страсти, никакие искушения.

Она безмолвствует в течение всей Своей жизни, но, если начинает говорить, «слово Ее, исполненное духом, как река, течет и играет, как фимиам, восходит и благоухает, как молния, сияет и озаряет» (святитель Филарет Московский).

В этом Пречистая Дева Мария – безусловный пример для подражания всем нам, не знающим цену слову, легко бросающим слова на ветер, любящим много и впустую говорить, лгать, клеветать, злословить.

Если ты встречаешь что-то непонятное в нашей святой православной вере, не спеши прекословить, возмущаться, выдумывать свои объяснения, но в молчании внимай словам Евангелия, словам богослужения, житий святых и терпеливо жди, когда Господь разъяснит все твои недоумения опытом твоей жизни.

Если замечаешь в словах и делах ближнего что-то, что тебе кажется странным, неправильным, не торопись обличать и судить, но молись: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18: 13).

Если Господь дал тебе возможность и средства совершить какое-либо доброе дело, и ты боишься непонимания и осуждения окружающих, то молчи, не оскверняй чистоту и славу своей добродетели словами, но «предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс. 36: 5-6).

Если Господь послал тебе радость, то молчи, не отверзай уст для слов тщеславия, но благодари в сердце Благодателя Бога.

Если Господь посетил тебя болезнью или скорбью, то молчи, не стони и не вопи много, потому что в этих стонах и воплях хорошо слышится ропот, упорство и непокорность воле Божией, но «надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое» (Пс. 26: 14).

Бог сотворил Словом Своим этот мир, а человека – по образу Своему, поэтому великой силой наделено слово человека. В устах тех, кто знает цену слову, кто умеет молчать, слово имело огромную силу: исцеляло больных, воскрешало мертвых, низводило с неба на землю огонь, затворяло небеса, останавливало луну и солнце. Так слово человеческое, огражденное молчанием и освященное молитвой, получает силу Слова Божия и Духа Святого.

«Девять помышлений похвалил я в сердце, а десятое выскажу языком» (Сир. 25: 9), – так поступает мудрый.

Христианину должно помнить: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово» (Еккл. 5: 1); «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29-30). Аминь