Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – это воспоминание о празднике Благовещения, когда Церковь приглашает нас еще раз, на следующий день, отложив все житейские попечения, возвратиться своим верующим сердцем к этому великому событию и приложить его к своей жизни.
Пресвятая Дева Мария совсем маленькой девочкой была приведена Своими праведными родителями в храм Божий, и храм для Нее стал родным. В храме Она воспитывалась, проводя много времени в молитве, занимаясь рукоделием и чтением Священного Писания.
В храме Чистая Дева возрастала и укреплялась духом, стала драгоценным сосудом добродетелей, носительницей вечной чистоты, чуждой всякой греховной скверны. Так жила Она до тех пор, пока не сошел на Нее Дух Святой, и сила Вышнего не осенила Ее. Воспитанная в храме, Дева Мария была вознесена в Пренебесные высоты святости, став Богородицей, послужив великой тайне Боговоплощения и спасению рода человеческого от тления и смерти.
Для каждого христианина дом Божий является родным домом. Сюда стремится христианин с радостью и удовольствием, пользуясь любой возможностью. «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» (Пс. 83: 2), – говорит святой псалмопевец Давид, и православный христианин понимает, о чем идет речь, потому что нет большего счастья, чем посещать храм Божий: «Блаженны живущие в доме Твоем» (Пс. 83: 5).
Для христианина ходить в храм столь естественно и необходимо, что невозможность быть в храме всегда воспринималась, как большая беда: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни» (Пс. 83: 3), а возможность посетить храм была большой радостью: «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень»» (Пс. 121: 1).
Мы должны ходить в храм Божий, потому что веруем в Единого Бога Отца, Который создал этот видимый и невидимый мир и хранит его, Который из любви к нам послал Сына Своего Единородного, чтобы Он извлек нас из несчастного греховного состояния и ввел в вечное и святое Царство Небесное. Мы веруем и в Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Который сошел с Небес и Воплотился нашего ради спасения. Мы веруем в Духа Святого, Которым «живем и движемся и существуем» (Деян. 17: 28), Который подает нам различные духовные дарования (см.: 1 Кор. 12: 8-11), изливает в сердца наши любовь Божию (см.: Рим. 5: 5).
Эта вера рождает в нас чувства благодарности и ответной любви, приводящие нас, детей Божиих, в дом Отца нашего и соединяющие, чтобы едиными устами и единым сердцем славить и благодарить Его.
Ходить в храм Божий полезно для христианина, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Церковь Божия есть духовное торжище и вместе врачебница душ. Следовательно, мы должны, подобно пришедшим на торжище, собрать в ней много добра и с ним-то возвратиться домой; должны подобно входящим в лечебницу, взять здесь приличные болезням нашим врачества и с ними уже выйти отсюда. Не для того каждый день собираемся мы сюда, чтобы только повидаться друг с другом и потом всем разойтись, но чтобы каждый из нас узнал здесь что-нибудь полезное, получил врачество против возмущающей его страсти, и затем ушел отсюда домой».
«Утренюет дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен», – такими словами отражает настроение христианской души одно из великопостных церковных песнопений. С раннего утра душа моя стремится в Твой святой храм, Господи, так как храм мой телесный весь осквернен грехами, а в храме можно уврачевать душевные болезни и защититься от новых через благодатные церковные Таинства.
Если человек слишком занят своими земными делами, имеет омраченный разум пристрастиями к временному, не любит храм Божий, не стремится в него всем существом, то он не является христианином, как бы громко он ни кричал, называя себя христианином.
Еще надо помнить, что в храме совершается служба Богу, во время которой мы молимся вместе с Богородицей, Ангелами Небесными и святыми угодниками Божиими. Необходимо посещать эти богослужения, потому что наша жизнь на этой земле закончится, и, если здесь мы привыкли и полюбили богослужение, там тоже будем участвовать в нескончаемом богослужении, которое, как говорит тайновидец апостол Иоанн Богослов, будут совершать все святые люди и святые Ангелы, поклоняясь Богу и «говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр. 7: 12).