Понедельник седмицы 5-й Великого поста

Понедельник седмицы 5-й Великого поста

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Священное Писание – это история человечества, но не в экономической, политической или социальной составляющей, а духовной. Священное Писание – это история отношений между человеком и целыми народами и Богом. Эта история показывает, как страдают человек и целые народы, когда они забывают Бога, перестают ходить путями Господними, и как благоденствуют, руководствуясь в жизни заповедями Божиими.

В течение всей земной жизни, а в дни Великого Поста – особенно, мы учимся жить правильно, и таким учебником для нас является Священное Писание, изучая которое, мы не ошибемся в жизни, а если и будут ошибки, то будем знать их причину и как их исправить.

В течение святой Четыредесятницы в храмах за богослужениями прочитывается книга Бытия, которая повествует о сотворении мира и человека и о дальнейшей судьбе человечества со всеми его падениями и восстаниями, потерями и обретениями, скорбями и радостями. Любое событие, любая жизненная ситуация, зафиксированные в книги Бытия, какими бы они ни казались поверхностному взгляду обычными, банальными, мелкими, имеют глубокий духовный смысл, а потому приобретают важнейшее значение для нас, для понимания нашей жизни.

Сегодня во время вечерни мы слышали небольшой отрывок из книги Бытия, в котором повествуется о том, как сложилась жизнь праведного Аврама (так тогда было его имя) и его племянника Лота после того, как они разошлись жить на разные земли.

Из предыдущего чтения мы знаем, что оба они имели большие стада, и, чтобы не было между ними никаких распрей из-за пастбищ, мудрый Аврам предложил Лоту разойтись и дал ему право первому выбрать место для жизни. «Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» (Быт. 13: 12).

Лот выбрал окрестности Содома, где земли были весьма плодородные, но жили там злые и весьма грешные пред Господом люди. Содомляне привыкли к роскошной, сытой, беззаботной жизни, что и привело их к крайнему развращению. Благополучие и праздность всегда являются причиной нравственного разложения человека.

Авраму же достались менее плодородные земли Ханаанские.

Рассуждая об этом событии, святитель Иоанн Златоуст, говорит об изумительном смиренномудрии, чрезвычайной кротости почтенного старца Аврама, уступившего своему молодому племяннику Лоту первенство в выборе земли для жизни. Мудрый патриарх Аврам уступил лучшее, чтобы взять себе худшее, но тем самым приобрел гораздо больше, упразднив возможность для споров и ссор, губительных для человеческих отношений.

Нам с вами надо постараться подражать в этом Авраму. Не будем никогда превозноситься над ближними, высоко думая о себе, но с великим смиренномудрием будем уступать другим и уничижать себя и в поступках, и в словах. Не надо враждовать даже против тех, кто оскорбляет нас, хотя бы они и были когда-то облагодетельствованы нами. Не будем раздражаться обидами, даже если обидчики гораздо хуже нас. Уступая другим, укрощая свои раздражение и гнев кротостью и смирением, мы приобретем постоянные, несокрушимые мир и тишину в душе, уподобляясь нашему Спасителю, призывающему нас: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). Так мы будем наслаждаться совершенным внутренним спокойствием и всегда жить в согласии с ближними. Выше и ценнее этого нет ничего на земле.

Нельзя настолько терять свое человеческое достоинство, чтобы давать волю своему раздражению и гневу в общении с ближними, унижаясь до звериного состояния бессловесных. Даже если мы пользуемся внешним благополучием и уважением от других, но в душе возмущаемся помыслами и даем волю гневу, то будем самыми жалкими и несчастными из людей. Таких Златоустый святитель сравнивает с городом, который хотя и огражден бесчисленными стенами и окопами, но терпит измену от обитающих внутри его.

Когда патриарх Аврам с великой кротостью уступил Лоту лучшие земли, предоставив ему право выбора, а себе охотно взял худшие, лишь бы только прекратить распрю, получил в награду от Бога еще большее. «И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее и потомству твоему навсегда» (Быт. 13: 14-17).

Аврам уступил Лоту в малом, облагодетельствовал его, и получил в награду от Бога столь великое благодеяние, какое ни один человек, ни все люди вместе совершить не смогли бы.

Это пример всем нам, как надо относиться к ближним, проявляя по отношению к ним кротость, человеколюбие, щедрость, особенно, если этот ближний нуждается в нашей помощи, чтобы, совершив малость, получить от Бога великие награды. Разве не стоит дать нуждающемуся немного денег, напитать голодного, напоить жаждущего, чтобы получить оставление грехов? И не надо вдаваться в праздные рассуждения о том, почему Бог допускает быть такому количеству нищих, бездомных, и прочих «асоциальных элементов». Он оставляет их бедствовать для того, чтобы они получили великую награду за терпение, а ты – за милосердие и сострадание. Это ради тебя и твоего спасения Господь попустил этом людям жить в стесненных условиях, чтобы ты имел возможность и грехи свои очистить, и правильным, благоразумным употреблением данных тебе Господом материальных средств заслужить те похвалы, которые нематериальны и превосходят всякое человеческое разумение: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего» (Мф. 25: 23). Поэтому не надо смотреть на этих бедняков с презрением и снисходительностью, походя брезгливо бросая им кусок или монету, а с полным уважением, потому что это они твои благодетели, потому что это они дают тебе шанс стать человеком и заслужить Царство Небесное.

Мы знаем, что тогда, в день Страшного Суда, Праведный Судия спросит нас именно о том, были ли мы милосердными, человеколюбивыми в земной жизни.

И чтобы получить тогда блаженство в вечности, будем учиться жить правильно сейчас, во всем уповая на помощь Божию, доверяя Богу, и тогда уже на земле будем жить, как на Небе, не расслабляясь здешним благополучием и не смущаясь случающимися скорбями. Аминь.