Вторник седмицы 5-й Великого поста

Вторник седмицы 5-й Великого поста

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Книга Бытия, отрывки из которой читаются в храмах во время Великого поста, повествует, как появились люди; как они благоденствовали, исполняя заповеди Божии и находясь под Его покровительством; что имели и потеряли, как страдали, когда отступали от Бога, забывали Его заповеди. Эти священные повествования весьма назидательны для нас, потому что учат нас, как надо правильно жить. Эти чтения, как и вообще чтение всего Священного Писания, только тогда будут приносить нам пользу, «когда читаемое будет по мере сил и возможностей входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым, голым, бездушным и холодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться – и не молится; знает, что нужно прощать обиды – и не прощает; знает, что нужно поститься – и не соблюдает постов; нужно терпеть – и не терпит и т.д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осуждение человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь» (преподобный Никон Оптинский).

Имея это в виду, обратимся к тому отрывку из книги Бытия, который читался сегодня в храме во время вечерни и рассказывает о необыкновенной вере патриарха Аврама и о благодеянии Божием праведнику (см.: Быт. 15: 1-15).

Через некоторое время после того, как мудрый праотец наш Аврам дал возможность своему племяннику Лоту выбрать землю для жизни и пастбища для скота, и Лот поселился в Содоме, соседние цари напали на Содом, разгромили его, увели в плен жителей, в числе которых был и Лот. Узнав о бедствиях своего племянника, Аврам собрал своих слуг и отправился спасать Лота. Напав ночью на агрессора, Аврам наголову разбил его, освободил Лота и других пленников.

В благодарность за это царь Содомский хотел было отблагодарить избавителя, но Аврам не принял подношение царя страны греха.

«После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении ночью, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя будет весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным» (Быт. 15: 1-2). Господь вывел праведника из шатра и сказал: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» (Быт. 15: 5).

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о добродетелях праведного Аврама, говорит: «Добродетель праведных подобна сокровищнице, заключающей в себе многое и несказанное богатство. Как из такой сокровищницы, хотя бы кто и малую часть взял, может устроить для себя не малое благосостояние, так и в добродетели патриарха Авраама тоже всякий найдет… И как из источника, изливающего обильные потоки, хотя и все черпают, не только не уменьшают вытекающих из него потоков, но чем больше бывает черпающих, тем с большей силой устремляется течение вод, так тоже самое видим и в этом досточудном праотце».

Почерпнем и мы для себя нечто полезное из этой неиссякаемой духовной сокровищницы.

Господь обращает к Авраму слова успокоения и говорит, что будет его защитником, потому что оправившиеся от поражения и унижения цари могут предпринять поход на землю Ханаанскую, чтобы отомстить Авраму. Источником неприятностей могут быть и соседи, завидовавшие его воинскому успеху и возрастающему богатству. После таких слов чего бояться Авраму? «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (Пс. 26: 1: 3).

И нам не надо ничего бояться в этом мире. Господь будет нашим надежным защитников от всех врагов и завистников, если мы вполне доверимся Ему.

Господь готов не только укрыть и защитить праведника от врагов, но за преданность Ему обещает великие дары. Но зачем Авраму эти дары, если у него нет наследника? И Господь обещает Авраму потомство многочисленное, как звезды на небе. Господь обещает Авраму то, что по человеческому разумению совершенно невозможно: он стар, Сара бесплодна. Но Аврам отбросил всякие свои рассуждения, стал выше всего человеческого и, не обращая внимание на свою старость и на бесплодие Сары, безо всяких колебаний и сомнений поверил Господу. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15: 6).

В этом наука всем нам, как нужно верить, как нужно доверять Богу, не мудрствуя лукаво, а пребывая в благодушии. Доверяя Богу, легче жить. Доверие Богу может сделать нас праведными и подготовить к принятию того, что Бог обещал всем любящим Его.

Авраму Бог обещал многочисленное потомство от его сына и исполнил, хотя это было выше человеческой природы. И нам Господь обещает то, что еще более превосходит человеческое разумение и кажется совершенно неисполнимым. Несмотря на разрушение наших тел после отшествия душ на Небо, Бог обещает воскресить наши тела, соединить с душами и даровать вечное блаженство в Царстве Небесном со всеми святыми. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).

Имея это в виду, укрепимся несокрушимой верой Богу, будем жить добродетельно, не останавливаясь перед теми возможными незначительными жертвами, которые требуются, чтобы быть милосердными к нуждающимся, потому что, посеяв здесь с охотой и радостью материальное, мы получим отпущение грехов и пожнем неизреченное блаженство на Небе. Аминь.