Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Не только посторонние люди, но и некоторые христиане, считающие себя людьми церковными, но у которых полная неразбериха в душе и в мыслях, не понимают смысла Великого поста, не чувствуют его света и радости. Они воспринимают Великий пост как дикий пережиток, как безрадостное время ограничений, ущемлений, запретов.

Великий пост не имеет ничего общего с такими представлениями о нем.

Церковь говорит нам, что, начав Великий пост, мы вступили в «светоносное временя», в «светотворное время воздержания». Великий пост – это радостное время самоограничения ради осознания своей греховности, ради очищения от грехов и соединения с Богом. Мы постимся, чтобы избавиться от вредной пищи и губительных страстей, чтобы получить жизнь от Божественного Креста и вернуться с блудным сыном в Отчий дом. Здесь нет места мрачности и унынию. «Господи и Владыко живота моего, дух… уныния… не даждь ми», – просим мы многократно в течение всего Великого поста, потому что уныние – величайшая опасность для души. Человек, пребывающий во власти уныния, лишен возможности видеть чего-либо хорошее и положительное, он не способен видеть свет и стремиться к нему.

Подлинный смысл Великого поста Церковь выражает такими словами: «Время веселое поста, темже чистоты световидныя, и любве чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклонитися сподоби нас, очищение нам дая и велию милость» (стихира во вторник вечера 2-й седмицы Великого поста)..

Господь, освятивший и даровавший нам это «светотворное время воздержания», говорит нам: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6: 17).

Мы начинаем Великий пост Торжеством Православия, радуясь победе Церкви Христовой над ересью иконоборчества, победе над всяким искажением нашей высокой и безупречной веры, и завершаем пост Похвалой Божией Матери.

Мы радуемся тому, что Богоматерь проводила жизнь самую праведную. Чистота и смирение были главнейшими Ее добродетелями. Она занималась непрестанно богомыслием, молитвой, изучением Священного Писания. Она не только была непричастной всех грехов, но и всякого дела и слова, противного закону Божию, в котором была воспитана и который знала.

Мы радуемся и тому, что Пречистая Владычица, увенчанная Небесной славой, пребывая на Небесах, внимательно заботится о нас, христианах, – о наследниках Сына Ее и Бога.

И если мы восхваляем Матерь Божию, Которая радует нас Своей защитой от всяких бед и ходатайствует за нас пред Богом, то и мы, чтобы наши слова восхваления не были ложью, должны радовать Ее.

У нас есть повод радоваться и есть возможность порадовать Царицу Небесную.

Человек получил от Творца призвание жить истинной жизнью, быть причастным жизни Божества. Однако через грехопадение первого Адама люди приняли в себя, как говорит преподобный Макарий Египетский, «странное для нашего естества – вредные страсти», «грех примешался к душе». Но мы благодатью Божией изведены из этой тьмы в чудный свет Христианства. Мы можем с Божией помощью восстановить первоначальную чистоту, для чего и даются нам дни Великого поста, время «светлой печали», когда мы «постимся от страстей гнева» – учимся преодолевать свои злые помыслы, слова и дела.

Нам есть от чего плакать – грехи наши превышают всякое разумение, но, если прибегаем к Богу с чистосердечным раскаянием, то никакой грех не может победить Его беспредельное милосердие, и слезы покаяния станут для нас источником настоящей радости – блаженства духовного.

Так, если мы действительно захотим «поститься от страстей гнева», этим и порадуем Пречистую Матерь Божию, и сможем из глубины сердца воззвать к Ней: «К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, aще не к Тебе, Царице Небесная?» «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором». Аминь.