Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня апостол говорит нам о взаимоотношениях христиан, особенно же – о почитании Бога и служении Ему (см.: Евр. 12: 28 – 13: 8).
В жизни каждого человека бывает много трудностей и скорбей. И люди относятся к ним по-разному: одни мужественно и смиренно принимают их как свой жизненный крест, который надо нести до конца, помня слова Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24), «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24: 13), другие все время малодушно ропщут и стенают, обвиняя всех вокруг, весь мир и даже Бога.
«Будем хранить благодать» (Евр. 12: 28), будем всегда благодарны Богу. Христиане должны не только не роптать в приключающихся бедствиях, не грешить суждениями нечестивыми, но и воздавать Богу величайшую благодарность за них ради будущих благ. Невозможно служить благоугодно Богу, не будучи благодарными Ему за все – и за попускаемые скорби, и за даруемые радости.
Будем служить Богу «с благоговением и страхом» (Евр. 12: 28), т.е. не будем говорить Ему ничего бесстыдного и дерзкого, не будем делать в жизни того, что противно Его заповедям, что может повредить нашему спасению.
Апостол напоминает нам, что Господь есть Судия вселенной, «что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12: 29). Этими словами апостол внушает спасительный страх всем, кто в этом нуждается, кто, являясь членом Церкви, являясь христианином, забывает об этом, забывает, что положение христианина не дает человеку право требовать что-либо от Бога, если жизнь его не строится по Божественным заповедям.
Когда человек забывает о Боге, о Его милосердии и всемогуществе, тогда любые неприятности кажутся ему чем-то чрезмерным и незаслуженным. Не будем сейчас подробно разбираться, почему эти неприятности и скорби случаются в нашей жизни. Скажем только, что, принимая их с полным доверием к Богу, мы всегда будем победителями. Мы живем в падшем мире, в мире, во зле лежащем, а поэтому страданий нам не избежать. Надо просто научиться относиться к ним правильно.
Вспомним Иова Многострадального. Этот праведник имел много всего, но потерял все. Несмотря на эту страшную потерю, на ужасную боль, праведный Иов не похулил Бога. В этом жутком, превышающем всякое человеческое разумение, страдании, Иов дает нам пример, что надо просто верить Богу, доверять Богу, чтобы «не говорили уста неправды, и язык не произнес лжи» (см.: Иов. 27: 4). Иов задает Богу вопросы, но Бог не отвечает на них. Не на все вопросы человек способен услышать ответ, потому что Божественные планы превышают разумение человека. Если что-то с нами
случается, надо верить, просто верить, что у Бога на это есть причины хотя бы потому, что земная жизнь есть подготовка к жизни вечной. Это и есть настоящее смирения, основанное на вере и мужестве.
Конечно, это не значит, что человек способен встречать все происходящее с тупым равнодушием. И великий апостол Павел говорит о ситуациях, когда наступает отчаяние, но надежда не пропадает: «Мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит» (2 Кор. 1: 8-10).
Церковь показывает нам, что Бог может, проведя человека через скорби, страдания, дать благоденствие и радость. Он может это, как смог вернуть к жизни праведного Лазаря, который по всем законам природы жить уже не мог. Любую скорбную ситуацию Господь направит ко благу христианина: «Любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8: 28).
«Итак, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12: 28). Аминь.