Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Воспоминаемое ныне великое событие – Вход Господень в Иерусалим – служит преддверием страданий Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, понесенных Им «нас ради человек и нашего ради спасения», на время преодолевает сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряет радость Святой Пасхи.

Господь Иисус Христос идет ныне в Иерусалим, чтобы исполнилось все написанное о Нем, как о Мессии, пророками. Он идет, чтобы испить чашу искупительных страданий, отдать душу Свою в избавление за многих и потом войти в Славу Свою и ввести в эту Божественную Славу очищенную от греха природу человека. Поэтому этот последний Вход Его в Иерусалим особенно торжественен. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифании, от дома Лазаря, воскрешенного Им, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними, с поручением привести ослицу и молодого осла.

Тогда в Палестине кони употреблялись только в военных действиях. Для домашнего обихода и путешествий использовались ослы, мулы и верблюды. Поэтому восседание на муле или осле было символом мира. Так, Господь

Иисус Христос, Царь мира, вступает ныне в Свою столицу, да исполнятся пророчества: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9); «Скажите дочери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его – перед Ним» (Ис. 62: 11).

Ученики покрывают молодого осла, на которого воссел Господь, своими одеждами: «И, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге» (Лк. 19: 35-36). Другая группа народа, бывшего в Иерусалиме, также вышла навстречу: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему» (Ин. 12: 12-13).

И все вместе радостно и громогласно «восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12: 13). Это приветствие можно по смыслу перевести так: «Достоин благословения или прославления Тот, Кто приходит от Иеговы с Его повелениями, с Его властью, как приходят от земного царя посланники и правители с полномочиями заменять его!»

Сегодня все мы с ветвями и воженными свечами в руках воспоминаем торжественный Вход Царя Славы на вольные страдания, и приветствуем Его как Победителя ада и смерти и Спасителя душ наших, и воспоминаем наше будущее Воскресение: «Общее Воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» («В общем Воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне») /тропарь праздника/.

И сами эти начинающие зеленеть ветви являются нам живым напоминанием и образом нашего Воскресения. Зимой они были как бы мертвы, без жизни. Смотря на них, трудно было и представить, что они могут опять ожить, зазеленеть и, однако же, всегда так бывает.

И для нас наступит смерть, как суровая зима, но придет и наша весна всеобщего Воскресения, и мы опять оживем, и наше тело, истлевшее в земле, опять соединится с душой. Опуская тела усопших в могилу, трудно и представить себе, что истлевшее их тело когда-либо оживет и восстанет, и, однако же, так будет. Бог тленное облечет в нетление и мертвое соделает бессмертным.

Так начинающие зеленеть ветви вербы напоминают нам о нашем будущем Воскресении.

В то же время верба символизирует Крест, которым Господь попрал смерть и даровал верующим жизнь вечную, почему Церковь сегодня поет: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних» («В сей день

благодать Святого Духа нас собрала; и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем: благословен Грядущий во имя Господне, осанна в вышних») /стихира на «Господи, воззвах…»/.

И мы, чтобы после всеобщего Воскресения встретить в Господе Иисусе Христе Царя кроткого, милующего и спасающего, должны в этой земной жизни подъять на себя Крест Его и пригвоздить к этому спасительному Кресту все свои греховные наклонности, себялюбивые стремления и чувственные вожделения, должны совершать путь жизни не ради земных благ, а во имя Господне исполнять дела любви и милосердия, за что уготовано нам спасение на Небе – «осанна в вышних».

Сегодня мы с особым глубоким чувством повторяем вместе со всей Церковью слова молитвы: «Господи Иисусе Христе Боже наш, …якоже онии народи и дети «осанна» Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу Страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь».