Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
По милости Божией мы вступили в дни Страстной седмицы, которые в жизни каждого христианина по своему духовному наполнению являются самыми главными днями церковного года. В эти святые и Великие дни мы стараемся отложить все дела, все заботы и проблемы, отбросить все то, что делает нашу жизнь пустой и пошлой, бесцельной и бессмысленной.
Торжественно войдя в Иерусалим, Господь знает, что всего несколько дней отделяет Его от Голгофы и Креста, что завершается Его пребывание на земле, поэтому Он проповедует каждый день, стараясь сказать людям нечто особенно сильное и жизненно важное. В эти дни мы слышим в храме эти слова Спасителя. И слава Богу, дающему нам счастливую возможность быть в эти Великие дни Страстной седмицы в храме, молиться и благочестиво размышлять над словами Спасителя. Только через молитву мы получаем возможность не просто слушать Божественные глаголы, не просто слышать их и разуметь, понимать, но и получаем благодатную возможность сопрягать их со своей жизнью и силы исполнять их, т.е. так строить свою жизнь, чтобы она в возможно полной мере соответствовала этим Божественным глаголам.
Сегодня Господь Иисус Христос говорит нам о признаках Своего Второго Пришествия и кончины века (см.: Мф. 24: 3-35).
История человеческой цивилизации закончится, Спаситель вновь придет в этот мир, и Он называет причину этого: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24: 12).
Когда умножаются беззакония, т.е. совершаются многие грехи, нарушаются заповеди Божии, тогда отнимается у человека дар любви; тогда не исполняются и законы человеческие, обеспечивающие нормальные отношения людей в семье, в обществе, между народами и странами; тогда сама природа, потрясенная, изуродованная грехом человека, с особой силой и мощью восстает на человека. Когда охладевает любовь, то не надо ужасаться, если «услышите о войнах и о военных слухах» (Мф. 24: 6), если «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам… и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф. 24: 7, 10). Когда охладевает любовь, наступает совершенный хаос, и человечество теряет силы и возможности для дальнейшей жизни.
Господь говорит о любви, но это не та любовь, как ее обычно понимают люди. То, что люди обычно называют любовью, является лишь формой психического расстройства. Господь говорит о настоящей любви, которая делает жизнь человека осмысленной, полной, счастливой. Такая любовь – дар Божий человеку в ответ на его стремление жить по закону Божию, в ответ на его молитву и веру. Это та любовь, о которой говорится в главных заповедях, согласно которым нужно возлюбить Господа Бога всем своим существом и ближнего своего, как самого себя (см.: Мф. 22: 37-39). Человеческая же любовь не способна на такую силу, на такую широту, на такой масштаб. Настоящая любовь есть дар Божий, и когда человек начинает грешить без меры, упорно, не раскаиваясь, тогда эта любовь отнимается.
А то, что настоящая любовь оскудевает в людях, мы отчетливо видим в словах и делах носителей безбожных либеральных ценностей, которые агрессивно навязывают всем новых богов: секс, славу, деньги и власть. С такими богами, столь привлекательными для молодежи, человечество и подойдет к той грани, за которой – пустота, ничто, небытие. Ядовитые современные наслаждения, «инстинктивные удовольствия» неизбежно приводят к духовному и физическому разложению человека, к обесцениванию и обессмысливанию жизни. Либеральные ценности по сути своей являются антихристианскими, потому что утверждаются на отрицании Единого Истинного Живого Бога, на попрании христианской нравственности: все, что согласно с заповедями Божиими, что считается греховным, постыдным, провозглашается передовым, воспевается и прославляется как достижение человеческого прогресса. Те, кто проповедует, и те, кто принимает эти либеральные ценности, лишают себя настоящих радостей жизни и самой жизни, не думают о своей душе, совершают преступление, ввергая себя и весь окружающий мир, как говорит апостол Павел, в «рабство тлению» (см.: Рим. 8: 21), от которого освободил человека и всю природу Господь Иисус Христос
Своим первым спасительным Пришествием в мир, Своими Страданиями, смертью на Кресте и Воскресением.
Грех не только лишает человека Божественного дара любви, но и помрачает разум человека, а потому появляются и имеют успех в безбожном обществе лжехристы и лжепророки. Об этом говорит Спаситель как о еще одном признаке кончины мира: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24). И апостол свидетельствует об этом: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4: 1-2).
И в те последние дни «будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое… претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24: 9: 13).
Однако Господь не оставит на произвол судьбы тех, кто среди этого кошмара останется верен Ему: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24: 22). И мы чувствуем, как время стремительно бежит и бежит. Вроде бы стрелки часов проходят положенные круги по циферблату, но времени все более не хватает.
Зная то, что нам надо и полезно знать, необходимо быть бдительными, надо «наблюдать дни, месяцы, времена и годы» (см.: Гал. 4: 10), «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4: 2), чтобы не лишиться блаженной Вечности. Аминь.