Богослужения страстной седмицы в Петропавловском Соборе г. Томска

БОГОСЛУЖЕНИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ СОБОРЕ Г. ТОМСКА

24 апреля – Великая Среда.

8.30 – Литургия Преждеосвященных Даров.

Этот день посвящен двум событиям – обеду в доме фарисея Симона и предательству Иуды. Богослужебные тексты противопоставляют блудницу, которая помазала ноги Христу благовонным миром, и ученика, соблазнившегося деньгами и выдавшего Учителя врагам.

Ветхозаветный блок продолжает рассказывать о тяжкой судьбе еврейского народа и о судьбе Иова, который на сей раз по воле Божией заболел проказой, но при этом остался до конца верным Богу, без ропота перенося трудности.

В этот день последний раз в году совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

25 апреля – Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

8.30 – Божественная Литургией святителя Василия Великого.

Этот день начинает собой собственно страстной цикл. В четверг вечером Христос установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие могут максимально возможным для человека образом соединиться со Христом.

Служится полная Литургия Василия Великого. Наиболее важные тексты этого дня – тропарь «Егда славнии ученицы» и гимн «Вечери Твоея Тайныя днесь». В этих удивительных по своей красоте молитвах христиане исповедают Христа Богом и просят сделать их достойными единения с Ним в Таинстве Евхаристии.

17:00 – Чтение 12-ти Страстных Евангелий.

Вечером совершается неповторимая по своей красоте служба – чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос.

Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами.

Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой.

26 апреля – Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

8.00 – Чинопоследование царских часов

В Великую Пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации.

Этот день посвящен вспоминанию Крестной смерти Иисуса Христа, снятию с Креста Его тела и погребения. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура.

Утром читаются только царские часы. Они названы так потому, что на каждом часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом.

Великая Пятница – это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница – больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа.

14.00 – Вечерня с выносом святой Плащаницы

18.00 – Утреня с чином погребения Плащаницы.

Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Утреня – по сути – отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого перемежевываются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти звучат от имени Пресвятой Богородицы и являются величайшим шедевром церковной поэзии.

По окончании чина оплакивания Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы «Святый Боже».

В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго». В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным Его учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

27 апреля – Великая и Преблагословенная Суббота.

8.00 – Вечерня в соединении с Божественной Литургией.

Великая и Преблагословенная Суббота – канун Светлого Воскресения.

Особенностью Литургии Василия Великого является чтение 15-ти ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и Воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви.

На Литургии, во время Великого входа вместо Херувимской песни поется удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Слушая этот гимн мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота – это день, когда Господь сошел душой в ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.

Во время Литургии все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота – окончание Страстной седмицы.

По окончании богослужения в течение дня совершают освящение куличей, яиц и пасох. Затем люди идут домой, чтобы ночью собраться вместе и прославить Воскресшего Спасителя.

23.20 – Полунощница, Пасхальный крестный ход, утреня и Божественная Литургия.

28 апреля – СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.