Архимандрит Иосиф (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, в Великий Четверг, мы молитвенно празднуем установление Святейшего Таинства Евхаристии – причащения Тела и Крови Спасителя.
Перед Своими вольными Страданиями Господь Иисус Христос собрал учеников на Тайную Вечерю, во время которой «
преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28). «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19).
Так было установлено величайшее Таинство, которое легло в основу жизни каждого христианина.
С того дня это Таинство совершается в храмах, и верные «со страхом Божиим и верою» приступают к нему. Вот, и сейчас вы приступите к Чаше Жизни «со страхом Божиим и верою». И с другим настроением приступать к Причастию нельзя.
Страх Божий не есть рабская боязнь наказания, но продолжение благоговения перед Богом, Творцом и Спасителем нашим. Этот высший страх имел в виду пророк Исаия, когда, предсказывая о Христе, сказал: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11: 2-3). Преподобный Иоанн Кассиан объясняет нам, что в этих пророческих словах страх Божий упомянут в конце потому, что он является самым высшим дарованием Святого Духа, ибо исходит из любви к Богу и есть по существу сама эта любовь. Страх Божий – это чувство любящего сына к любвеобильному Отцу, это благоговейное желание никогда не нарушать Его святую волю и стремление ни в чем не оскорблять Его Божественное величие. Богобоязненность избавляет душу от грехов, страстей и скверных помыслов. Она делает христианина духовно-трезвенным и ревностным к своему спасению.
Известный церковный писатель митрополит Вениамин (Федченков) писал, что причастнику Христовых Таин «нужен страх Божий, чтобы не было страшно. То есть, если человек приступает или ведет себя бесстрашно, тогда ему грозит страшное последствие: суд, осуждение, болезни, смерть, даже хуже – впадение в грехи или во власть сатаны, как то было и с Иудой. И, наоборот, если будет в нашей душе страх Божий, будет и радость, и мир, и свобода духа, и собранность, и углубление. Благодать приумножится».
Благоговейному отношению к Святым Христовым Тайнам учат нас даже бессловесные творения Божий, которые иногда воздают Богу почтение большее, чем облагодетельствованные Им люди.
Вот какой удивительный и поучительный случай описывает святитель Феофан Затворник:
«Один раскольник, или молоканин (член псевдохристианской секты), по какой-то нужде приступил к Святым Тайнам вместе с православными христианами. Часть Святых Даров он принял, но не употребил, а спрятал ее в платок и, пришедши домой, почему-то положил в улей к пчелам – он был пчеловод.
Смотрите же, что сделали пчелы. Они, хоть и неразумные твари, в этом случае оказались умнее человека. Как только увидели частицу Святых Даров, тотчас бросили свою обычную работу, перестали строить соты, а со всей
заботой и скоростью начали строить приличное помещение для Святого Тела Господня: устроили малый престол, потом дискос, и на сей дискос положили святую Частицу и все оградили сводом, как бы храм устроили или алтарь. Затем сели кругом в порядке и жужжали потихоньку, будто хвалу Богу воссылали и молились.
Хозяин, заметив, что пчелы перестали летать, пошел посмотреть, что бы такое значило. Открыл улей и ужаснулся, видя, как пчелы отдают благоговейное чествование Телу Господа, которое он презрел. Послал поскорее за священником, раскаялся в грехе своем, причастился и стал навсегда благоговейным чтителем Христовых Таин, раскол же, или молоканство, бросил».
Многим из людей есть чему поучиться у этих пчел. Бессловесные создания Божии, хотя и не имеют тех талантов, которыми наделен человек, но по мере своих возможностей с благоговением почитают своего Создателя. К Христовым Тайнам надо относиться с великим почтением и благоговением. Перед причащением нет ничего более необходимого, как позаботиться о том, чтобы чувство страха Божия наполнило все наше существо.
Этот же святитель Феофан призывает нас как можно чаще приступать к Чаше Жизни:
«Чем чаще кто причащается, тем ближе бывает к Господу, тем ему лучше бывает и сам он лучше становится. Работающий лучше работает, хозяин лучше хозяйничает, начальник лучше начальствует; всякому лучше бывает, и всякий лучше становится от Святого Причащения, становится живее, добрее, умнее!..
В этом-то благодатном настроении и Небесном осенении приступите, наконец, к Чаше Господней, которую видя, воздайте поклонение приближающемуся к вам Господу… И, отверзши уста и сердце, примите Господа смиренно и благоговейно, трезвенной мыслию молясь Ему словами святителя Димитрия [Ростовского]: «Войди, Свет мой, и просвети тьму мою! Войди, Жизнь моя, и воскреси мертвость мою! Войди, Врач мой, и исцели раны мои! Войди, Огонь Божественный, и попали терние грехов моих, разожги внутренности мои и сердце мое пламенем любви Твоей! Войди, Царь мой, и истреби во мне греховное царство; сядь на престоле сердца моего и царствуй во мне, Ты – один мой Царь и Господь!»» Аминь