Проповедь в Великую Пятницу

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы стоим у Гроба нашего Спасителя. С трепетом и благоговением прикоснувшись через богослужебные тексты, которые сейчас слышали, к несказанной тайне Крестной смерти Спасителя и неизреченного Его

погребения, мы имеем возможность серьезно задуматься о том, что же произошло, и о своей жизни.

Сын Божий, Слово Божие ради любви к человеку и ради его спасения преклонило Небеса, сошло на землю и облеклось человеческой плотью. Слово Божие пришло на землю, чтобы возвестить людям о спасении, о начале новой, настоящей жизни, но люди не захотели внимать Слову и растерзали плоть Его – Слово умолкло на Кресте, погребено и запечатано в пещере.

Кажется, что Слово умерло…

Но, нет! Слово Божие не подлежит смерти.

Даже простое человеческое слово, произнесенное и переставшее звучать, не умирает, но приобретает новое качество и продолжает жить и действовать в умах и сердцах слушателей.

Слово Божие, умершее плотью, наполняет все Своим Божественным Духом и Божественной силой. Воплощенное Слово только для того и умолкает на время, чтобы вселиться в нас и сильнее и действеннее говорить в нас. Воплощенное Слово Божие только для того и умирает, чтобы Воскреснуть из мертвых и оживить умерших грехами. Воплощенное любовью Слово Божие только для того и умирает, чтобы мы, христиане, сразу же вступили в права наследования завещанного нам Спасителем Царства: «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк. 22: 29).

Но Царство это не от мира сего, поэтому христиане наследуют особенное сокровище – Крест, на котором Господь Иисус Христос пострадал и умер. И только те являются христианами, кто пожелал принять это величайшее наследство, кто готов много пострадать, чтобы войти в это Царство и царствовать со Христом.

Еще задолго до Пришествия в мир Спасителя и смерти Его на Кресте, этот крест знало человечество. Он был сделан из древа познания добра и зла. Когда первый человек вкусил запретный плод с этого древа, сразу же оно всей тяжестью своей обрушилось на плечи нарушителя Божественной заповеди. Тяжкий труд, болезни, тоска, плач, предательство, враждебность окружающей природы – все, что составляло тот крест, – непременно раздавили бы человека и ввергли бы его безвозвратно на самое дно ада, если бы любовь Божия не предотвратила этот ужасный конец. Бог пришел на землю, взял этот жуткий крест, взошел на него и умер на нем. Так Крест стал лествицей, по которой человек может войти в утраченный рай. Крест, обагренный Божественной Кровью, из древа проклятия стал Древом жизни.

Это «слово крестное» (1 Кор. 1: 18) ныне с особой силой звучит для каждого из нас, и в нашей власти услышать его и откликнуться – взять крест свой, который несравненно меньше и легче Креста Спасителя, и последовать за Христом, чтобы войти в славу Его. Господь Иисус Христос не может насильно увлечь нас за Собой. Все зависит только от нас, от нашего желания: пройти мимо, не заметить или сделать Крест своей жизнью, своей силой, славой и радостью, своей верой.

«Эта вера открыта и дарована всем. Но не могут ее принять неблагодарные и самолюбивые, самодовольные и бессердечные. Как принять ее тем, кто засыпал прахом земным образ Божий в душе своей и заживо гробом соделался? Воистину, не войти гробам в вечное Царство Божие; тленное предано будет огню неугасимому.

Это вера благодарных душ. Живут они в долине боли и горечи и творят добро, не ожидая воздаяния. Познали они тернистую ниву мира сего и всеми силами стараются, чтобы из их следов не вырастало терние. <…>

Благодарные души смотрят и видят много терния на пути, по которому шел Спаситель. Они видят терние горечи, обильно политый слезами сад Пресвятой Богородицы, в котором из каждой слезы расцвели прекрасные белые розы. Видят они и многие другие сады праведников и мучеников за истину, в которых терновник расцвел чудесными цветами. Вдыхают они благоухание и знают, что цветы эти – от Господа и благоухают они Его благоуханием, святым и животворящим. И чувство благодарности к Небесному Садовнику переполняет их сердца. И всеми силами своими трудятся они, чтобы превратить свою жизнь и жизнь ближних своих в цветы, привитые Христом распятым.

Это ваша вера, христоносцы, вера предков ваших, благодарных Господу до смерти. Пусть станет она верой детей ваших, из рода в род, до конца, до дня Суда Христова, в который цветы расцветут, а терние бесплодное будет в огонь ввержено. Это вера непостыдная, православная, спасительная. Воистину, вера образованных людей, образ Божий в себе носящих. В день Воздаяния лица их просияют, словно солнца, и уподобятся Господу. И благословенными названы будут» (святитель Николай Сербский). Аминь.