Проповедь перед чином прощения

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вновь, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, по милости Божией мы стоим в преддверии Великого поста. Это время, когда Церковь призывает нас к нелицемерному покаянию.

Но, чтобы иметь дерзновение просить прощения и помилования у Бога за все свои грехи, Святая Церковь призывает нас испросить прощение у своих родных и близких, и простить всех тех, кто чем-то согрешил против нас. Нам нужно с Божией помощью найти в себе силы испросить прощение у тех, против кого мы вольно или не вольно, словом или делом согрешили, кого мы обидели. Как сказал Закхей: «Господи! …если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19: 8). Если кого чем обидели мы, попросим прощения и воздадим добрыми делами не только вчетверо, но и во сто и в тысячу крат.

Сегодня мы испросим прощения друг у друга здесь, в храме, но самое главное и самое важное – это прийти домой и у своих родных и близких, которых мы обидели своими словами и делами, попросить прощения. Это не легко. На это нужно решиться. И если мы не можем это сделать лично, то хотя бы по телефону или в письме сказать о том, что вы сожалеете, что вы раскаиваетесь в том, что было сделано, в том, что произошло, что вы все-таки любите его. Но очень может быть, что мы натолкнемся на неприятие. Очень может быть, что в ответ вам будет молчание, или вы услышите какие-то неприятные слова в свой адрес. Возможно, тот человек не готов вас простить, но не надо отчаиваться. Самое главное, что у вас внутри, в душе произошло изменение. Самое главное, что вы поняли свою ошибку и готовы принести покаяние. И если тот человек еще не готов принять ваши слова раскаяния, то нужно молиться за него, и со временем Господь сделает так, что он изменит свое отношение к вам. Не обижаться на его отказ, но оставить это на волю Божию, предоставить это времени. И поверьте, пройдет время, и, если действительно ваше раскаяние искреннее, с этим человеком наладятся отношения. Только не надо отчаиваться, не надо только оставлять молитву за этого человека.

Попросив прощения у всех, кого мы оскорбили, мы в свою очередь попытаемся простить наших обидчиков. Это нужно сделать потому, что этого требует Господь: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6: 14). Мы должны простить тех, кто, как нам кажется, обидел нас, согрешил против нас. И не просто простить, являя свое великодушие, но простить с благодарностью, ибо наши обидчики – это наши первые благодетели. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Не будем… думать, будто мы, прощая ближнего, ему оказываем благодеяние, или великую милость; нет, мы сами тогда получаем благодеяние, сами для себя извлекаем отсюда великую пользу. Равным образом, если мы не простим ближних, то чрез это им нисколько не сделаем вреда, а себе приготовим невыносимую геенскую муку. Поэтому, прошу, зная это, не будем никогда злопамятствовать и питать вражду к тем, кто сделал нам неприятность или другую какую-нибудь обиду, но, представляя себе, какое благодеяние и дерзновение пред Господом они доставляют нам, а больше всего то, что примирение с оскорбившими нас заглаживает наши грехи, поспешим и не замедлим примириться с врагами, и, размышляя о происходящей от того пользе, покажем такое расположение к врагам, как если бы они были истинными нашими благодетелями. Если мы будем бдительны, то не столько пользы нам принесут люди, искренно к нам расположенные и всячески старающиеся угождать нам, сколько наша расположенность к врагам: она сделает нас достойными небесного благоволения и облегчит бремя грехов наших».

Нам нужно уметь прощать грехи других людей и не осуждать. Потому что наша совесть знает, сколь много и страшно мы сами согрешаем, сколькими тяжкими грехами поражена наша душа, и какого беспредельного милосердия Божиего мы ожидаем. Мы ждем, чтобы Господь был снисходителен к нам. И вот, чтобы Он был к нам снисходительным, нам нужно быть снисходительными к тем, кто вокруг нас, «ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2: 13). «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получает никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнесет суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и твоему суду о других. Поэтому и внушает Он: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1); так как грех явится там не только таким, каков он был, но и получит большее и неизбежное прибавление от произнесенного тобой суда о твоем собрате. Как человеколюбивый, кроткий и снисходительный человек значительно уменьшает тяжесть грехов, так жестокий, суровый и неумолимый много прибавляет к своим грехам» (святитель Иоанн Златоуст).

Если мы, помня о множестве своих грехов, будем прощать других, будем снисходительны к другим и милосердны, то и Отец наш Небесный явит нам Свое снисхождение и милосердие и не вспомнит о наших грехах на Страшном Суде. Если же мы будем очень требовательны, но не к себе, а к другим, тогда и с нас строго взыщется за все.

Поэтому, «прощая, больше получаешь, нежели даешь» (святитель Иоанн Златоуст).

Но не всегда православный человек должен идти на мировую, не всегда православный человек должен мириться и не со всеми. «С одним только нам повелено быть во вражде – с диаволом, с ним никогда не примиряйся…» (святитель Иоанн Златоуст). Никогда православный человек не должен примиряться с диаволом, с грехом, который есть порождение диавольское.

И если, с одной стороны, со своими близкими, родными людьми мы будем искать примирения, а с другой стороны мы будем постоянно бороться с грехом и с его отцом – диаволом, только тогда мы достигнем успеха, только тогда с Божией помощью мы пройдем эту жизнь достойно и войдем в Царство Небесное.

Наступает время Великого поста. И снова обратимся к святителю Иоанну Златоусту, который говорит о том, что время Великого поста для православных христиан – это время праздника: «Церковь Божия называет праздником пост, презрение удовольствий чрева, и следующие затем всякого рода добродетели. И это есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие, откуда изгнана всякая житейская пышность, где нет ни крика, ни шума, ни беганья поваров, ни заклания животных, но вместо всего этого господствует совершенное спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага».

Это то, о чем сегодня хотелось вам сказать, это то, о чем все мы в преддверии Великого поста размышляем, думаем. И если с таким настроением мы войдем в Великий пост, примиряясь с окружающими людьми, то тогда в период Великого поста мы найдем примирение с Богом и с самим собой – это самое главное, это самое важное, что должно быть в жизни человека. А если мы обретем Божественный мир и спокойствие в своей душе, то станем источником этого Божественного мира окружающим людям.

Господь да простит и помилует всех нас! Аминь.