Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
У северной стены Александро-Невского храма в Тбилиси находится мраморное надгробие, на котором написано: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем».
Тридцать пять лет назад здесь был погребен митрополит Тетрицкаройский Зиновий, в схиме – Серафим, в течение тридцати пяти лет бывший настоятелем этого храма.
В день погребения митрополита Зиновия Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II сказал: «Жизнь митрополита Тетрицкаройского Зиновия была полностью посвящена служению Святой Православной Церкви и ближнему. Бывают люди, имена которых надолго остаются в сердцах и в молитвах верующих людей. Таким облагодатствованным человеком, который стяжал благодать Святого Духа был Высокопреосвященный митрополит Зиновий».
Митрополит Зиновий (в миру – Захария Мажуга) был родом из Черниговской губернии. Он рано остался сиротой, но всю жизнь вспоминал наставления своей глубоко верующей матери Феодосии, которая передала ему свою веру и любовь к Господу.
Юного Захарию отдали в «Дом трудолюбия» при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом. И в 1914 году Захария стал послушником Глинской пустыни.
В день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы 1921 года, когда монастырь был на грани закрытия, Захария был пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен. По благословению старцев, взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, где был рукоположен в иеромонаха, и служил несколько лет в Никольском храме Сухуми.
В 1936 году отец Зиновий был арестован.
Там, в лагерях и тюрьмах, будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения.
Там, в преддверии ада, своим смирением и терпением отец Зиновий завоевывал уважение как у преступников, так и у надзирателей, следователей и судей. За кротость и смирение Господь даровал ему досрочное освобождение и возможность вновь вернуться в Сухуми.
Многие монахи из разоренных монастырей России скрывались в советское время в горах Кавказа, которые стали символом торжества православной веры, символом духовной мощи христиан и бессилия безбожников. Этим русским отшельникам-«гражданам неба», в числе которых был и митрополит Зиновий, покровительствовали Католикосы-Патриархи
всея Грузии Каллистрат (Цинцадзе) и Мелхиседек III (Пхаладзе). Отец Зиновий служил в разных уголках Грузии, а когда скончался настоятель русской Александро-Невской церкви в Тбилиси, то Патриарх Каллистрат назначил его настоятелем этого храма.
Патриарх Каллистрат сказал тогда об отце Зиновии: «Этот человек… имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место».
В течение 35-ти лет владыка Зиновий был настоятелем этого храма.
Вместе с ним служили известные глинские старцы схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш), потому Александро-Невский храм Тбилиси Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II назвал «филиалом Глинской пустыни».
Всех троих в 2009 году Священный Синод Украинской Православной Церкви прославил в лике святых, причтя их к Собору преподобных отцов Глинских.
Владыка Зиновий имел особенное молитвенное усердие к Божией Матери. На вопрос одного иеромонаха о том, что надо делать, чтобы остаться верным Христу и перенести все испытания, если вновь начнутся кровавые гонения на Церковь, митрополит ответил: «Молись Божией Матери и как можно чаще читай «Богородице Дево, радуйся». Кто читает эту молитву, того хранит Пресвятая Богородица. Я был в ссылке с одним епископом. От него требовали, чтобы он подписал бумагу о том, что он участвовал в заговоре против властей; там было указано еще несколько лиц. Его пытали во время допросов, но он выдержал пытки и не предал своих собратьев. Этот епископ рассказывал мне, что он непрестанно читал молитву «Богородице Дево, радуйся», а по ночам – канон Одигитрии, который знал наизусть. Он говорил, что чувствовал боль, но как бы приглушенно, а затем терял сознание. Наконец, не добившись ничего, его оставили в покое».
Царица Небесная приходила к владыке Зиновию в его скромную келью, которая находится во дворе Александро-Невского храма. Однажды Она исцелила его, когда он был при смерти. Владыка пережил на 13 лет всех врачей, входивших в консилиум и предсказавших владыке смерть через два дня.
Во время блокады Ленинграда он, как и многие, горячо молился о спасении осажденного города и удостоился видения, о котором вспоминал потом:
«В это же время и мне под утро в тонком сне привиделось, как святая Нина предстоит пред Престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страждущим людям осажденного города одолеть врага. И при этом из ее глаз катились крупные, величиной с виноградину, слезы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу».
И блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года, в день памяти равноапостольной Нины, крестительницы Грузии.
От юности он был монахом-аскетом и остался таким же до смерти, не изменив после архиерейской хиротонии своего продолжительного молитвенного правила, которое исполнял преимущественно по ночам, а затем присутствовал почти всегда на Литургиях, которые служились ежедневно в Александро-Невском храме.
Владыка Зиновий отличался милосердием: он многим тайно подавал милостыню, что стало известно особенно после его кончины. Люди рассказывали, что он материально поддерживал их в самых трудных обстоятельствах, притом без просьб, духом узнавая об их нуждах.
Он не оставлял своим милосердием не только живых, но и усопших. На Литургии он долго вынимал из просфор частицы за усопших, как будто хотел накормить сотни голодных, собравшихся у порога храма. В эти минуты очевидцам казалось, что молитва митрополита извлекает души усопших из ада и возвращает от смерти к жизни.
Архимандрит Рафаил (Карелин), лично знавший о высокой духовной жизни митрополита Зиновия, пишет: «Жизнь владыки Зиновия – напоминание нам о том, что главной силой является благодать Божия, а не знания и таланты.
Такие люди, как митрополит Зиновий, были даром Божиим для нашего времени, как праведный Иоанн Кронштадтский для той эпохи, когда призраки грядущих бедствий нависли над землей, и Российскую империю начали потрясать бури революции. Владыка Зиновий был послан нашим современникам как напоминание о том, что в христианстве главной силой является благодать Божия: где ее нет – там все знания и таланты бессильны, а где она – там вера становится животворящей и победоносной».
Как при жизни святитель никому не отказывал в помощи, так и теперь он помогает всем, кто восхваляет его и призывает в своих молитвах.
«О, великий угодник Божий, преславный пастырь наш, святитель отче Зиновие! Призри милостивно на предстоящих и молящихся тебе: испроси нам у Господа веру крепкую, с верой к тебе припадающим, надежду несомненную, на тебя надеющимся, любовь нелицемерную, с любовью почитающим тебя. Аминь»