Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко) в Неделю 5-ю Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение представляет нам пророчество Иисуса Христа о Его страданиях, крестной смерти и Воскресении и учение об истинной славе в Царстве Небесном.

Шли последние дни земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Восходя из Галилеи в Иерусалим, Господь Иисус Христос, Своим Божественным всеведением видящий будущее так же ясно, как и настоящее, говорит Своим двенадцати ученикам то, что уже не один раз говорил: «Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10: 32-34). Господь вновь повторяет это, чтобы предстоящие страшные события не застали их врасплох и не убили в их сердцах надежду; чтобы искоренить в них гордость и подготовить их к их будущим страданиям и кресту.

Все сказанное Господом в точности исполнится уже через несколько дней. В то время, как ученики ожидали от Него новых чудес и бóльшей славы, Господь видел Себя среди многолюдной толпы связанным, оплеванным, окровавленным и распятым на Кресте. Прежде чем Воскреснуть, Вознестись на Небо и войти в славу Свою, Спасителю нужно было стать игрушкой в руках самых отвратительных злодеев, пройти через бичевание и заушение, сойти на самое дно ада. Без страданий и смерти нет Воскресения, без унижения нет величия. Господь объяснял это Своим ученикам в течение трех лет Своего земного служения, но они не понимали Его и продолжали мыслить по-человечески, ожидая Его славы и воцарения на земле.

И сейчас, когда Он говорит о предстоящих Ему страданиях, смерти и Воскресении, двое из двенадцати подходят к Нему со странной просьбой: «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10: 35-37).

В канун самой страшной трагедии Спасителя эти двое Его ближайших учеников подходят к Нему с просьбой, которую нельзя воспринимать иначе как издевательство над вольными и спасительными страданиями Господа.

Святитель Сербский Николай объясняет стремление людей казаться лучшими и иметь больше, чем есть на самом деле: «Почему люди пытаются выглядеть большими и лучшими, чем являются? Ни трава в поле не прикидывается большей, чем она есть, ни рыбы в воде или птицы в воздухе не стремятся показать себя более хорошими. Почему люди притворяются большими и лучшими? Потому что они на самом деле некогда были больше и лучше, нежели теперь, и смутное воспоминание об этом заставляет их величать и возносить себя, хотя бы на веревке, которую натягивает и отпускает демон».

Человек может и должен стать лучше, он достоин большего, чем имеет, но пораженная грехом человеческая природа не позволяет видеть правильного пути к этому величию. Мы не осуждаем апостолов, но в их просьбе проявилась вся испорченность, слабость, ничтожество человеческой природы, обнаружились не исцеленные язвы тщеславия и самолюбия. Они просят личной награды и славы в Его славе, не слыша о страданиях, которые неизбежно предшествуют славе в Царстве Небесном. Апостолы думают о славе в Царстве Христа, но совсем не замечают пути в это Царство, который пролегает через страдания и скорби. И тут же легкомысленно соглашаются пить ту чашу, которую должен испить Господь, и креститься тем крещением, которое предстоит Ему пройти: «Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк. 10: 38-39).

Господь предрекает ученикам Своим то, что бесконечно выше и полезнее тщеславных устремлений, – чашу страданий и крещение кровью.

Позднее, когда огненный Дух Божий сошел на них, они поняли все то, что говорил и что делал их Божественный Учитель, и в полной мере испили чашу страданий и претерпели мучения ради проповеди Евангелия, и вошли в славу свою в Царстве Божием. Вслед за апостолами множество верных последователей Господа Иисуса Христа всем сердцем усвоили сегодняшнее учение Спасителя о смирении и подражании Ему и прославились как на Небе, так и на земле, как во времени, так и в вечности.

Это назидание всем нам отвергнуть гордыню и славолюбие и быть истинными последователями Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы призваны быть первыми не в славе и почестях земных, а в делах любви.

«А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10: 40), – говорит Господь. Чтобы нам быть в почете в Царстве Небесном, зависит не от Бога, а от нас самих. Человек должен сам избрать правильный путь и согласиться, что на этом пути его ожидают чаша страданий и мученичество. Господь же непременно поможет в ответ на решимость человека. Такой путь не предполагает славы и величия земного. Кто всеми силами и средствами стремиться к славе и величию земному, тот, как мы прекрасно знаем, восходит на вулкан зависти и ненависти людской, который неизбежно взорвется и погубит тщеславного властолюбца. «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10: 43-44).

Не тот первый пред Богом, кого видят на возвышении множество людских глаз, а тот, чью любовь чувствуют множество людских сердец. Такое первенство любви на земле принесет человеку славу и на Небе. Аминь.