16 апреля – Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В четверг Страстной седмицы, в Великий Четверг, мы молитвенно празднуем установление Святейшего Таинства Евхаристии – причащения Тела и Крови Спасителя.
Перед Своими вольными Страданиями Господь Иисус Христос собрал учеников на Тайную Вечерю, во время которой «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28). «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19).
Так было установлено величайшее Таинство, которое легло в основу жизни каждого христианина.
С того дня это Таинство совершается в храмах, и верные «со страхом Божиим и верою» приступают к нему. Вот, и сейчас вы приступите к Чаше Жизни «со страхом Божиим и верою». И с другим настроением приступать к Причастию нельзя.
Страх Божий не есть рабская боязнь наказания, но продолжение благоговения перед Богом, Творцом и Спасителем нашим. Этот высший страх имел в виду пророк Исаия, когда, предсказывая о Христе, сказал: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11: 2-3). Преподобный Иоанн Кассиан объясняет нам, что в этих пророческих словах страх Божий упомянут в конце потому, что он является самым высшим дарованием Святого Духа, ибо исходит из любви к Богу и есть по существу сама эта любовь. Страх Божий – это чувство любящего сына к любвеобильному Отцу, это благоговейное желание никогда не нарушать Его святую волю и стремление ни в чем не оскорблять Его Божественное величие. Богобоязненность избавляет душу от грехов, страстей и скверных помыслов. Она делает христианина духовно трезвенным и ревностным к своему спасению.
Известный церковный писатель митрополит Вениамин (Федченков) писал, что причастнику Христовых Таин «нужен страх Божий, чтобы не было страшно. То есть, если человек приступает и ведет себя бесстрашно, тогда ему грозит страшное последствие: суд, осуждение, болезни, смерть, даже хуже – впадение в грехи или во власть сатаны, как то было и с Иудой. И, наоборот, если будет в нашей душе страх Божий, будет и радость, и мир, и свобода духа, и собранность, и углубление. Благодать приумножится».
Благоговейному отношению к Святым Христовым Тайнам учат нас даже бессловесные творения Божии, которые иногда воздают Богу почтение большее, чем облагодетельствованные Им люди.
Вот какой удивительный и поучительный случай описывает святитель Феофан Затворник:
«Один раскольник, или молоканин (член псевдохристианской секты), по какой-то нужде приступил к Святым Тайнам вместе с православными христианами. Часть Святых Даров он принял, но не употребил, а спрятал ее в платок и, пришедши домой, почему-то положил в улей к пчелам – он был пчеловод.
Смотрите же, что сделали пчелы. Они, хоть и неразумные твари, в этом случае оказались умнее человека. Как только увидели частицу Святых Даров, тотчас бросили свою обычную работу, перестали строить соты, а со всей заботой и скоростью начали строить приличное помещение для Святого Тела Господня: устроили малый престол, потом дискос, и на сей дискос положили святую Частицу и все оградили сводом, как бы храм устроили или алтарь. Затем сели кругом в порядке и жужжали потихоньку, будто хвалу Богу воссылали и молились.
Хозяин, заметив, что пчелы перестали летать, пошел посмотреть, что бы такое значило. Открыл улей и ужаснулся, видя, как пчелы отдают благоговейное чествование Телу Господа, которое он презрел. Послал поскорее за священником, раскаялся в грехе своем, причастился и стал навсегда благоговейным чтителем Христовых Таин, раскол же, или молоканство, бросил».
Многим из людей есть чему поучиться у этих пчел. Бессловесные создания Божии, хотя и не имеют тех талантов, которыми наделен человек, но по мере своих возможностей с благоговением почитают своего Создателя.
К Христовым Тайнам надо относиться с великим почтением и благоговением. Перед причащением нет ничего более необходимого, как позаботиться о том, чтобы чувство страха Божия наполнило все наше существо.
Этот же святитель Феофан призывает нас как можно чаще приступать к Чаше Жизни:
«Чем чаще кто причащается, тем ближе бывает к Господу, тем ему лучше бывает и сам он лучше становится. Работающий лучше работает, хозяин лучше хозяйничает, начальник лучше начальствует; всякому лучше бывает, и всякий лучше становится от Святого Причащения, становится живее, добрее, умнее!..
В этом-то благодатном настроении и Небесном осенении приступите, наконец, к Чаше Господней, которую видя, воздайте поклонение приближающемуся к вам Господу… И, отверзши уста и сердце, примите Господа смиренно и благоговейно, трезвенной мыслию молясь Ему словами святителя Димитрия [Ростовского]: «Войди, Свет мой, и просвети тьму мою! Войди, Жизнь моя, и воскреси мертвость мою! Войди, Врач мой, и исцели раны мои! Войди, Огонь Божественный, и попали терние грехов моих, разожги внутренности мои и сердце мое пламенем любви Твоей! Войди, Царь мой, и
истреби во мне греховное царство; сядь на престоле сердца моего и царствуй во мне, Ты – один мой Царь и Господь!»» Аминь