Радоница.

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

 

 

Христос Воскресе!

В светлую пасхальную ночь каждый христианин переживает радость, особую радость о Христе Воскресшем, об умерщвлении смерти Его смертью, о победе над адом, о торжестве жизни. Воскресший Господь получил всякую «власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18). Он имеет власть отверзать ад и выводить оттуда грешников, и отверзать Небо и вводить туда верующих, живших праведно на земле. Воскресший Господь есть «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит» (Откр. 3: 7).

Эта радость пронизывает всю жизнь христианина, и нет в этом мире силы, которая могла бы заглушить, омрачить эту радость, если сам человек не лишает себя этой радости своими грехами. Через всю жизнь несли пасхальную радость святые угодники Божии, одушевленные любовью к Богу, как, например, преподобный Серафим Саровский, и щедро делились этой радостью с другими.

Но не только живущие на земле способны переживать радость Воскресения Христова. Опыт Церкви свидетельствует, что души усопших, хотя и разлучены на время со своими телами, живут этой радостью на Небе, если, конечно, они не жили и не умерли без веры и добродетели и не пребывают в глубинах ада, откуда недоступны Обители Небесные, куда не проникает свет Жизни. Известен чудный случай, когда подвижник Киево-Печерской лавры, преподобный Дионисий в день Святой Пасхи пришел в пещеры, где похоронены сотни монахов, и, совершая каждение, в избытке чувств воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос Воскресе!» И в ответ ему пасхальная радость святых душ, пребывающих на Небе, прорвалась через их сухие тела – из гробов громогласно ответили мощи преподобных: «Воистину Воскресе!»

Зная это, сегодня в храме Божием мы в молитве разделяем пасхальную радость со всеми усопшими сродниками.

Мы молимся за наших усопших, за тех, кого помним, любовь к которым живет в наших сердцах, чтобы Господь обильно излил на них Свою милость и принял в Царство Свое, которое открыл людям Своим Воскресением. Мы идем на кладбище не для того только, чтобы привести могилки родных в порядок после зимы, но чтобы воспеть над их местом упокоения церковные пасхальные песнопения, чтобы затеплить свечи и воскурить кадильный фимиам, чтобы выразить таким образом свою любовь, свою благодарность за все, что они сделали для нас. Так мы выражаем и свою веру, что Господь простит им их жизненные ошибки, усилит их Небесную радость, причислит их к лику Своих избранников. Так мы выражаем свою веру и в то, в определенное Богом время мы встретимся там, в блаженной вечности, лицом к лицу и опять будем вместе, но уже не на годы, не на десятилетия и даже не на тысячелетия, а навсегда.

Церковь знает об этом, и «нельзя в этом сомневаться: брат узнает своего брата, отец – своих детей, жена – своего мужа, друг – своего друга. Мы узнаем друг друга, и наша жизнь в Боге будет еще радостнее благодаря этому новому благодеянию, что мы узнаем друг друга» (преподобный Феодор Студит).

«Мы проходим через этот печальный мир, как чужестранные путники. Будем же тосковать о том дне, который вернет нас в родной дом, который возвратит нам Небо. Изгнанник спешит вернуться в отечество. И тот, кто пускается в путь по морю, чтоб вернуться к своим, жаждет попутного ветра, чтобы поскорее обнять тех, кого он любит. Наше Отечество – это Небо и наши отцы, которые ушли в него раньше нас. Будем же спешить встретиться с ними. В Небе нас ждет великое число лиц нам дорогих. Нас зовет туда целая семья родных, братьев и детей, которые, уверенные теперь в своем счастье, беспокоятся о нашем спасении. Пойдем к ним, обнимем их. Какая это будет радость для них и для нас!» (священномученик Киприан Карфагенский).

Господь – Творец и Владыка вселенной, Отец наш Небесный, создавший нас и соединивший нас на земле, нас ради умерший и Воскресший, Своей смертью смерть поправший, соединит нас вновь в день всеобщего Воскресения.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!