Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Христос Воскресе!
Вновь и вновь неустанно повторяем мы слова пасхального приветствия, свидетельствуя всему миру, что в эти блистательные дни от Пасхи до Троицы продолжаем праздновать Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Пасха – это единственный праздник, который мы празднуем столь продолжительное время, потому что совершилось великое: Воскресением Христовым упразднилась власть зла, тленное облеклось в нетление и смертное – в бессмертие.
И вот, мы преодолели середину между Пасхой и Пятидесятницей.
В минувший праздник Преполовения Пятидесятницы мы слышали за Литургией, как Христос, войдя в Иерусалимский храм, обратился к народу: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37). Господь Иисус Христос Сам свидетельствует о Себе как об Источнике живой воды, дающей человеку жизнь вечную.
Господь призывает к Себе всех жаждущих. Речь идет не о телесной жажде, которую невозможно утолить. Сколько ни пей воды, вскоре опять захочется пить. Если вода не может насытить тело, то тем более не способна она насытить душу, ибо «душа наша чает Господа» (Пс. 32: 20). Только благодатная вода Святого Духа напояет нашу душу, принося ей духовное насыщение и удовлетворение.
Господь Иисус Христос есть тот Живоносный Источник, найти который нетрудно, так как Он весь мир наполняет Собой: «Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?.. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер. 23: 23, 24).
Господь всегда вблизи, Он стоит у самого сердца нашего и стучит в него, чтобы мы отворили Ему с верой и любовью: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20).
Сегодня Евангелие показывает, как от встречи с Господом родился новый духовный человек.
Иисус Христос по пути из Иерусалима в Галилею проходил через Самарию и остановился у колодца, который праотец Иаков дал своему сыну Иосифу. Самаряне жили во вражде с иудеями, которые, в свою очередь, считали самарян хуже язычников и не общались с ними. Господь пришел на эту землю, чтобы Своим учением о спасении разрушить вражду и даровать мир.
Расположившись для отдыха у колодца, Господь вступает в беседу с самарянкой, пришедшей за водой. Господь предложил ей вместо обычной колодезной воды другую, особенную воду: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14). Эта женщина-грешница доверилась Спасителю, приняла живую воду
Божественного откровения и вошла в жизнь вечную, окончив земную жизнь мучениями и смертью за Христа и Его учение.
Ее звали Фотиния.
С тех времен реки Божественной благодати обильно изливаются на человечество. Силой благодати Святого Духа мытари становились апостолами, Савлы – Павлами, сребролюбивые Закхеи раздавали свои имения бедным, прокаженные очищались, бесы прогонялись, разбойники входили в рай, злодеи и блудницы становились великими подвижниками.
Сила Божией благодати и ныне дает слепым зрение, хромым – возможность двигаться; чудотворные иконы и мощи святых изливают спасительные источники даров Божиих.
Без этой благодати мы не можем достигнуть спасения, победить грех, очистить и успокоить душу, «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5), – говорит Христос. Эта Небесная живая вода Святого Духа истинно утоляет жажду нашей бессмертной души, когда пребывает в ней, просвещает ум, дает веру и познание Бога, вливает в наше сердце истинную любовь к Нему и к ближним, вселяет крепкую надежду и устремление к Небесным Чертогам, где мы найдем вечное успокоение и блаженство.
Христос желает всех приобщить к живой воде Его учения, всех призывает к спасению, потому что пришел спасти не каких-то избранных людей, а каждого, и в первую очередь кающихся грешников. Вместо того, чтобы пить гнилую воду из поганых колодцев этого мира, во зле лежащего, надо чаще припадать к источнику живой воды, который всегда рядом с нами – это Слово Божие, Святое Евангелие. Если мы будем как можно чаще с молитвой припадать к этому святому источнику, то душа наша будет бодрой и сильной, а жизнь – светлой, спокойной и радостной, несмотря на тучи невзгод и проблем. Святитель Василий Великий говорит: «Ты, Господи, так создал наши души, что они ни в чем, кроме Тебя Единого, не могут найти для себя успокоения. Настоящая наша жизнь – в Боге. Отчуждение и удаление от Бога есть зло, самое тяжкое для человека, как для глаза лишение света». Только Господь и жизнь по Его учению может нам дать счастье и блаженство. Вот истинная вода, которую вкусив, будешь вполне доволен и не захочешь ничего более.
И если мы хотим обрести покой душам нашим, обратимся к источнику живой воды – к Божественному и спасительному учению Христа. Живоносная и спасительная вода благодати Святого Духа изливается на всех верующих в Иисуса Христа через Слово Божие и спасительные Таинства. Эта благодать возрождает человека, совершенствует, врачует духовные и телесные немощи, укрепляет на подвиги благочестия и добродетели, помогает преодолевать тяжкие испытания на пути к спасению, в молитве утоляет жажду нашей бессмертной души.
Святитель Феофан Затворник обращает к нам призыв: «Пусть каждый из нас, кто имеет нужду, жаждущий правды, жаждущий избавления от грехов, жаждущий силы и славы, пусть каждый придет к Спасителю. От этого Источника бесконечного Он каждому дарит необходимое для его жизни,
избавит от страдания, утешит скорби, исторгнет все козни дьявольские и приведет в спокойный путь этого человека к его тихой пристани».
«На середине праздника жаждущую душу мою напои водами благочестия, Спаситель, ибо всем Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни нашей, Христе Боже, слава Тебе!» (тропарь Преполовению).
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос