Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Христос Воскресе!
В 12 километрах от города Мцхета, древней столицы Грузии, есть чудесное место, куда стремятся благочестивые паломники – это монастырь преподобного Шио Мгвимского, очень почитаемого в Грузии святого, названного Церковью «стеной и защитником Грузинского Царства».
VI век в духовной летописи Грузии ознаменован пришествием в Грузию сирийских подвижников – преподобного Иоанна Зедазнели и его двенадцати учеников.
После Крещения Грузии в IV веке святой Ниной язычество в стране не было поражено насмерть, а оказалось только раненым зверем, который стал оживать и готовиться к борьбе с Церковью Христовой. В обеих столицах Грузии – Мцхета и Тбилиси – снова запылали огни зороастрийских капищ. В горных областях вновь обращались к язычеству целые племена.
В это время Пречистая Богородица прислала в Свой удел, как духовное войско, новых апостолов – тринадцать святых отцов из Сирии: преподобных Иоанна Зедазнийского и его учеников.
Как двенадцать пламенно горящих светильников, двенадцать учеников преподобного Иоанна озарили Картли и Кахети – от Триалетских до Кавказских гор – неугасимым духовным светом евангельской проповеди. Своими вдохновенными проповедями эти святые отцы очистили всем грузинам путь к спасению, и непроходимые ранее пустыни и вершины гор соделали теперь лестницами, возводящими сынов Грузинской Церкви к Горнему Иерусалиму.
После того, как сирийские отцы пробыли три года в Мцхета, а потом – два года на горе Зедазени, к преподобному Иоанну Зедазнели пришла Царица Небесная с равноапостольной Ниной и повелела ему разослать своих учеников в разные места страны для проповеди.
Преподобный Иоанн собрал своих учеников, объявил им повеление Пресвятой Богородицы и святой Нины и благословил им идти туда, куда каждому укажет Святой Дух.
До Шиомгвиме – 12 км к западу от Мцхета. Сейчас это расстояние на машине по хорошей трассе можно преодолеть за несколько минут, но трудно и представить себе, сколько недель пробирался преподобный Шио к месту своего подвига по горам, и сейчас покрытым густым лесом, а тогда совершенно дремучим, непроходимым для людей, полным диких зверей и ядовитых гадов.
Когда преподобный Шио добрался до глухого ущелья на левом берегу Куры, окруженного дикими скалами Саркинетских гор, ему понравилось это место, скрытое от мирской суеты, самое подходящее для отшельника, решившего посвятить свою жизнь только посту и молитве…
Действительно, там все располагает к тому, чтобы всякое житейское отложить попечение.
На отвесной скале, к северу от современного монастыря, преподобный Шио нашел тесную пещеру (отсюда и название монастыря – от грузинского «мгвиме» – «пещера»), которая и стала на долгое время местом его подвигов.
В эту пещеру приходила к нему Богородица с Иоанном Крестителем, чтобы утешить подвижника, поддержать его в борьбе с темными силами и подкрепить физически. Пречистая Сама принесла Шио Небесную пищу, которая укрепила его не только телесно, но и духовно. После этого ежедневно голубь приносил святому белый хлеб, а скала источала достаточно воды для утоления жажды.
С течением времени число монахов, живущих в пещерах – эти пещеры и сейчас хорошо видны на отвесных скалах вокруг, – увеличивалось все более и более. Историк ХIХ века пишет: «Таких пещер я насчитал около пустыни 1000. Они, как звезды рассыпаны по всему возвышению гор и любопытны, более чем звезды. На них иноки сбрасывали с себя тяжелые узы плоти и мира, оттуда восходили они к Небесам и, спасая себя от волновавших православное царство бурь военных и потоков разврата, вносимого врагами христианской чистоты, примером собственного самоотвержения ужасали отступничество, безверие и маловерие и спасали многих».
Однажды монахи, жившие в этих пещерах, попросили преподобного Шио построить церковь. Блаженный Шио вышел из своей пещеры, положил на левую ладонь горящие угли с ладаном и пошел туда, куда простирался дым фимиама. На том месте, где дым стал подниматься вертикально, преподобный и благословил построил церковь, ставшую первым монастырским храмом.
По причине большого стечения народа к святому, окрестности наполнились разными хищными зверями. Они пожирали коней, лошаков и ослов, принадлежавших паломникам и самим монахам. Иноки пришли к святому и сказали ему, что дикие звери причиняют большой вред. Святой Шио, сотворив молитву, призвал всех зверей с округи, попросил их не беспокоить паломников и монахов, а найти себе другое место обитания, что звери сразу же исполнили. Остался перед ним только один волк, который стал жить в пещере рядом с преподобным. В течение шести лет этот волк пас монастырских овец
Преподобный Шио, создав монастырь, провел последние 15 лет жизни в совершенном затворничестве, в колодце глубиной около 10 метров и диаметром 4 метра. Там же святой Шио и был погребен.
Из того глубокого темного сырого колодца душа преподобного вознеслась к Богу, к Свету Истинному. Из того мрачного подземелья просиял чудесный свет не только на окрестности, но и на всю Грузию, привлекая до сих пор сюда множество христиан, одних – ради монашеских подвигов, других – ради духовного оздоровления, ради поддержки и утешения.
Преподобный Шио Мгвимели был оплотом и славой как своей обители, так и других, по его же наставлениям основанных монастырей, а также и всего Грузинского царства. Он был хранителем от видимых и невидимых врагов. Чтущим его и поклоняющимся святому его гробу он сильный помощник и покровитель в бедах и скорбях.
Помолимся сегодня и мы преподобному Шио: «Поминай нас, богоносный преблаженный Шио, чтущих твою память, присно священную, и моли спастись душам нашим!» Аминь.
Шио-Мгвимский монастырь
Главный храм Шио-Мгвимского монастыря
Интерьер главного храма Шио-Мгвимского монастыря