Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Христос Воскресе!
Мы слышали сегодня, как Господь, проходя мимо, или как это звучит по-церковнославянски, «мимоидый» (Ин. 9: 1), т.е. мимоходом, исцелил слепого от рождения (см.: Ин. 9: 1-38). Господь не спросил у него о его вере, не спросил у него о желании исцелиться и прозреть, а просто исцелил. Господь явил таким образом Божественную славу на нем. Но исцелил Он его не только физически. Самое главное, несчастный прозрел духовно, ибо уверовал в Него, как в Сына Божия: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9: 38).
Через несколько веков подобное чудо, но в гораздо больших масштабах, произошло и среди славянских народов. Господь исцелил эти народы от духовной слепоты. Господь вывел их из густого мрака идолопоклонничества. И совершил Он это, являя Свою славу Своему творению через святых солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые, повинуясь Божественному велению, составили для славянских народов азбуку и перевели богослужение и Священное Писание на этот новый славянский язык.
Святые Кирилл и Мефодий совершили подвиг, который ставит их вровень с апостолами, поэтому и прославляет их Церковь в лике равноапостольных. Они, как богословствует сегодня Святая Церковь, «спасения ради людей словенских апостольски подвизавшыяся, и в просвещение их светом Боговедения добре потрудившыяся», «ими бо от прелести бесовския свободившеся, от мрака греховнаго избавльшеся», потому что «начатся на сроднем нам языце словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды, текущия в Жизнь вечную дадеся нам». И с тех пор, благодаря их великому подвигу, мы имеем возможность совершать богослужение на родном языке, право славить Бога на родном языке и совершать свое спасение. Они дали русским и всем славянским народам письменность, тем самым дав нам благодатную возможность прикоснуться к многовековому духовному опыту Православия и к мировой истории и культуре. Поэтому Церковь и приглашает нас ныне прославить «двоицу священную, светом Богопознания нас озарившую».
Как мы можем прославить этих великих людей? Молитвами, через которые человек и спасается. Как же мы можем молиться, если мы не умеем молиться? Ведь молитве надо учиться… Святитель Феофан Затворник говорит: «Кто умеет молиться, тот уже спасается. Молитва есть наука из наук… Она все: вера, благочестие, спасение».
Кроме Священного Писания, русский народ получил и святоотеческую литературу, в которой сосредоточен опыт молитвенного делания. Если молитва – это наука, то ее надо изучать. И для этого есть много книг, которые написали святые отцы, и в которых отражен весь 2000-летний опыт молитвенного делания. Молитвенное делание имеет свои законы, и пренебрегать этими законами опасно. Если человек не знает, не умеет, как нужно молиться, как начинать движение по этому пути, то он неизбежно погибнет. И 2000 лет истории свидетельствуют об этом. Если человек, вот так, походя, вступает на молитвенный путь, пренебрегая учением Церкви, то это весьма печально кончается.
Великое горе – духовное невежество. Неосведомленность в области святоотеческого учения приводит к уклонению от верного пути, даже к необратимой утрате разума, после чего человек становится раскольником, или, что часто бывает, кончает жизнь самоубийством.
Господь через наших святых учителей Кирилла и Мефодия дал нам книги, чтобы мы знали, как нам жить, чтобы мы изучали свою веру, без чего человек приходит в полное религиозное одичание. Нежелание изучать веру, отсутствие всякого интереса к творениям святых отцов свидетельствует о серьезной духовной болезни человека, о том, что, как говорят те же самые святые отцы, человек возвращается «в состояние неразумных животных».
На почве религиозного невежества, отсутствия культуры и интеллектуального развития буйным поганым цветом расцветают всякие дикие суеверия, потому что у таких людей одурманивается рассудок, помрачается душа, ослепляется сердце. Таких очень легко берет в плен, подчиняет себе лукавый. Таких легко узнать, ибо они встают в позицию «сам все знаю, и никто мне не указ» или «не знаю и знать не хочу». Здесь проявляется духовная и умственная лень и непомерная бесовская гордыня. Это приводит человека к краху. Из таких людей и появляются раскольники.
Таков результат религиозного невежества. И святые отцы никогда не приветствовали невежество. Каждому христианину жизненно необходимо изучать богослужение и вероучение. Святитель Климент Александрийский говорит: «Нет веры без знания, нет знания без веры». Вера должна быть разумной, чтобы не стать дешевым суеверием. И молитве надо учиться: «В обучении молитве существует свой порядок, своя система… Отвержение системы при изучении науки служит источником превратных понятий» (святитель Феофан Затворник). Христианину важно изучать «путь отцов», молитвенный путь, возводящий от земли к Небу. Здесь без книг не обойтись.
Некоторые, открыто не отрицая духовное образование, изучение святоотеческих книг, лукаво говорят, что достаточно-де молиться «в простоте сердца», каясь, смиряясь, совершая добрые дела, не мудрствуя…
Можно, как пример высшей простоты, указать на преподобную Марию Египетскую, но для таких «всезнаек» и «нехочух» и она «не указ»! Они сами знают, как надо…
Так можно, но для этого человек должен хорошо знать, как, и что, и когда делать…
Надо хорошо, например, знать, что такое «добрые дела» и как их совершать, ведь «добрые дела», как мы их понимаем, и евангельские «дела веры» – часто не одно и то же…
«Просто верить» в Бога недостаточно, ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2: 19). И молитва зависит не только от чистоты сердечной, но и от верного научения и просвещения… Обо все этом пишут святые отцы.
Посмотрим историю. Великие Каппадокийцы, преподобные Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и многие другие святые входили в число самых интеллектуально развитых людей своего времени. Ставя на первое место духовное совершенство, они не боялись, что их светская образованность как-то помешает их благочестию и спасению.
Конечно, внешнее знание, внешнее образование само по себе не имеет никакого смысла, и даже вредно бывает для человека, потому что питает его самость, на которой вырастает гордыня, и помрачает разум. Необходим правильный подход к естественным наукам и ко всем внешним знаниям, и тогда они станут еще одним путем Богопознания. И когда внутреннее искреннее благочестие сопряжено с широкими интеллектуальными возможностями и способностями, то никогда еще это не было плохо. Наоборот, такие люди принесли большую пользу Церкви, народу церковному, мудро и твердо ведя его по пути спасения.
Если мы еще обратимся теперь уже к нашей истории, то увидим, что преподобный Феодосий Печерский (это было в ХI веке) ввел в своей Киево-Печерской лавре Студийский устав, которым предписывалось монахам в обязательное послушание посещение библиотеки и чтение книг. Они читали, конечно, святоотеческие творения…
Преподобный Нил Сорский (это уже ХVI век) желающим жить в его монастыре вторым условием, после нестяжания (отсутствие личного имущества), ставил грамотность. И документально известно, что в Нилову пустынь безграмотных не принимали. Для самого преподобного любимым занятием было «испытывать Божественное Писание, жития и учение святых отец», которые он не только изучал, но и претворял их в жизнь…
Еще один известный монастырь на Руси – Нилово-Столобенская пустынь, основателем которого был преподобный Нил Столобенский. К ХVII веку этот монастырь был самым крупным в Верхневолжье. Там была богатая библиотека, содержащая богослужебные, святоотеческие и догматические книги, по которым монахи ликвидировали свою просто безграмотность и еще и приобретали крайне необходимые каждому монаху духовные знания…
Учение через чтение Священного Писания, творений святых отцов и богослужебных текстов считали не только полезным, но и «одним из самых необходимых деланий» святые Оптинские старцы, преподобный Паисий Молдавский, праведный Иоанн Кронштадтский и другие угодники Божии.
«По книгам спасались русские люди древнего времени, опускаясь, по летописному выражению, к источникам мудрости и износя оттуда каждый для себя «бисеры драги»», – писал преподобный Паисий Молдавский…
Святые отцы являются для нас учителями благодатными, сочетавшими в себе удивительные физические силы, богословское и светское образование с Божественными озарениями. Мы должны знать о высоком благочестии наших предков, о духовных подвигах святых – это дает нам верные ориентиры на пути к спасению.
Почему же мы упорно не хотим ничего знать, ничего читать?.. Ведь никогда в истории Русской Церкви Библия, творения святых отцов не были так легко доступны всем и каждому! Мы живем в уникальное время! И мы это не ценим…
Пусть Господь исцелит нас от духовной слепоты, чтобы мы увидели в Свете Истины, во Христе, свою греховность, удобопреклонность к злу, увидели этот мир, во зле лежащий. И еще будем просить Господа оставить нам «здоровую слепоту», под которой святые отцы понимали слепоту к пожеланиям своих страстей, к самости и к грехам других людей.
Преподобный Ефрем Сирин учит нас, как надо молиться и что просить:
«Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!