Четверг по Вознесении – память преподобного Давида Гареджийского

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В VI веке произошло знаменательное событие в духовной жизни Грузии – из Антиохии пришли сирийские монахи во главе с игуменом Иоанном. Их послала Пресвятая Богородица для учреждения монашества и продолжения евангельской проповеди в Грузии.

Пресвятая Богородица направила в Грузию тринадцать боголюбивых отцов, а не золото, драгоценности или оружие. Этим Она открыла грузинам, да и всем христианским народам, на что должна надеяться и уповать страна, попадая в беду. Для христиан оружие и сила – славословие и любовь к Господу. Матерь Божия в VI веке дала прекрасный пример того, что во всех нуждах и затруднениях спастись можно только Богом.

Ученики преподобного Иоанна были подвижники и аскеты, а некоторые из них отличались высоким богословским и философским образованием. Игумен Иоанн, основав монашескую обитель в Зедазени, разослал своих учеников по всем концам Картли и Кахети как 12 новых апостолов.

Любимый ученик Иоанна Зедазнийского преподобный Давид поступил как доблестный воин, который бросается во время битвы в самую гущу врагов, где решается исход боя, где знаменосцы обеих сторон хотят поднять свои знамена. Он взял монашеский посох, четки, надел схимнический куколь, как витязь надевает боевые доспехи, и отправился в новую столицу Грузии Тбилиси.

Тогда на улицах и площадях Тбилиси горели костры огнепоклонников и бродили персидские жрецы.

Преподобный Давид поселился на горе, поросшей вековыми деревьями и колючим кустарником. Позже эту гору народ назвал Мтацминда, или Святая Гора. В рукотворной пещере, похожей на нору, преподобный начал свой подвиг с покаянной молитвы. Он молился о прощении грехов жителей города и каялся, как будто это были его собственные грехи. Таково свойство любви: все свое и себя самого отдавать другим, а на себя принимать их тяжесть, их боль. Из очей преподобного текли потоки слез, как у апостола Петра, когда тот вспоминал о своем отречении от Учителя.

Слезы покаяния – это хрустальная кровь сердца, это белоснежное одеяние, в которое облачается душа.

Своей молитвой преподобный покрывал Тбилиси, как орел гнездо своими крыльями. Воздетыми в молитве руками, как Моисей, охранял город от невидимых и видимых врагов.

Каждый четверг преподобный покидал свою келью и спускался с горы в Тбилиси, где проповедовал Евангелие, беседовал с народом, молился в храмах, а остальные дни пребывал в уединении и молчании. В сердце Давида обитал Дух Святой, поэтому каждое слово, исходящее из его уст, властно действовало на души людей, проникало до самой глубины сердец и пленяло силой истины.

К какому роду принадлежал преподобный, мы не знаем, но весь его образ дышит неизъяснимым духовным благородством, особой нежной духовной простотой и красотой. Кто он был, князь или простолюдин, какое он имел образование, нам также неизвестно. Но он знал средство обращать огнепоклонников в христианство, сражаясь словом, как мечом.

Все больше людей обращались в христианство. Гасли «вечные» огни в запустевших капищах зороастрийцев. И враги христианства решили убить Давида, но не оружием, ведь тогда он сделался бы мучеником и мертвый был бы еще страшней врагам Христа. Они решили оклеветать его, покрыть его имя позором так, чтобы сам народ изгнал святого из города как прокаженного.

Клеветники – это духовные потомки Иуды, которые до наших дней имеют один нрав и один обычай. Их оружие – ложь, их правило – не иметь стыда. Во всех народах обитает это подлое племя.

Язычники подкупили беременную падшую женщину, и та оклеветала преподобного. Но Господь явил перед всем народом чудо. Младенец из чрева преступной женщины обличил ее во лжи, и тогда толпа, не внемля уговорам преподобного, забросала клеветницу камнями.

Люди стали просить у преподобного прощения за то, что так неразумно поверили клевете, но преподобный, скорбя о казни клеветницы, решил навсегда покинуть Тбилиси. Горожане заперли ворота города, чтобы не выпустить его. Тогда преподобный Давид положил на волны Куры свою монашескую мантию и вместе со своим учеником Лукианом встал на нее. Свершилось чудо, которое еще раз показало святость Давида: он поплыл на мантии, как на ладье, вниз по течению реки. Толпа долго бежала с плачем и криком по берегу Куры за преподобным, умоляя его остаться. Но он неподвижно стоял, погруженный в молитву, как столпник на каменном столпе, не оборачиваясь назад, пока город не скрылся за поворотом реки.

Преподобный удалился в пустыню Гареджи, изрезанную холмами и горами, похожую на пустыни Египта.

Прошло время, и уединенное убежище преподобного было открыто охотниками. К нему стали сходиться люди, жаждущие монашеской жизни. В Гареджи был построен пещерный монастырь, который через несколько столетий превратился в огромную лавру, в город монахов.

Однажды преподобный Давид решил посетить Святую Землю и вместе с Лукианом отправился в далекий путь.

Паломничество в Палестину было сопряжено с опасностями, особенно от разбойников, прятавшихся в лесах и пещерах и нападавших на путников в безлюдных местах, подобно диким зверям. Паломники обычно, собирались вместе, по несколько десятков человек. Но монахи шли одни, чтобы не нарушить безмолвие и сердечную молитву. Они шли, опустив глаза, не оглядываясь по сторонам, закрыв монашеским куколем лица. Весь путь был для них ступенями духовной лестницы, по которой в древние времена паломники с пением псалмов поднимались к Иерусалимскому храму.

Преподобные взошли на Сионскую гору. Внизу расстилался Иерусалим – духовная столица мира.

В святынях земного Иерусалима преподобный Давид увидел славу Небесного Иерусалима, которая открылась тайнозрителю Иоанну Богослову в виде сходящего с Небес города, построенного из драгоценных камней.

Преподобный Давид, остановившись на горе, послал Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам, по великому смирению, посчитал себя недостойным войти в Святой Град.

Преподобный Лукиан, возвратившись, застал своего учителя стоящим на том же месте, погруженным в молитву. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный Давид взял, как благословение от Святого Града, три камня и поспешил в обратный путь.

Ночью Иерусалимский Патриарх Илия видел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит ее с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтобы они догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и только взял три камня около ворот. Тогда посланцы Патриарха забрали два камня, а третий оставили преподобному, и тот принес его в Гареджийский монастырь.

От того камня стали являться чудеса: с верой лобызая его, многие немощные и страждущие исцелялись. Известие о подвигах благочестия преподобного Давида и о чудесном камне, принесенном им, привлекло в Гареджи великое множество отшельников, так что вся пустыня наполнилась ими. Некоторые из них жили уединенно в расселинах каменной горы. Святой Давид же, как пастырь, радуясь об умножении своего стада, давал монахам разные душеспасительные наставления.

На месте монашеских подвигов преподобного Давида в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая двенадцать монастырей и названная Грузинской Фиваидой.

До сих пор у погребения преподобного Давида, в храме основанного им монастыря, возносится молитва: «О, преблаженне отче, славне Давиде! Покрый нас кровом святых твоих молитв от всяких напастей душевных и телесных. Призри, о украситель Иверии, благосердием твоим на нас и принеси наши молитвы к Престолу Царя Христа, яко да твоим ходатайством получим у Него прощение содеянных нами прегрешений, вольных и невольных, и от тех очищенные да сподобимся славословить вседержавную силу Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Церковь Мамадавити на Мтацминда, Тбилиси

Место погребения преподобного Давида Гареджийского