7 июня – день Святой Троицы. Пятидесятница — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
rbt

7 июня – день Святой Троицы. Пятидесятница

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником Пятидесятницы, с днем Святой Троицы!

После Вознесения на Небо ученики Спасителя вместе с Божией Матерью пребывали вместе в Иерусалиме, как повелел им Господь, в молитве и посте. И вот через десять дней случилось нечто, случилось чудо.

Когда они были в Сионской горнице, раздался великий шум, поднялся сильный ветер, и Дух Святой в виде огненных языков снизошел и опочил на каждом из них. Исполнившиеся Духа Святого, апостолы поняли все, что говорил им Господь Иисус Христос, уразумели все, чему Он учил. Они поняли, что совершил Он на земле, и, исполненные Святого Духа, начали проповедовать на разных языках так, что многие, бывшие в это время в Иерусалиме из разных стран, с удивлением стали понимать то, что говорили апостолы, ибо говорили они на понятном для каждого языке. Апостолы проповедовали им о Христе умершем и Воскресшем, они проповедовали о Христе – Спасителе мира. После этой боговдохновенной проповеди весь собравшийся народ спросил у них: «Что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2: 37). И апостол Петр призвал их: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). И крестилось тогда «душ около трех тысяч» (Деян. 2: 41). Крестившиеся в тот день Пятидесятницы «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Этот день стал началом бытия Церкви Христовой на земле. С того момента Божественная благодать Всесвятого Духа пребывает в Церкви Христовой до сих дней, пребывает в молитве, в богослужениях, в святых Таинствах церковных.

Мы с вами, православные, от купели Крещения имеем возможность быть причастниками этой Божественной благодати и быть проводником ее всему миру: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7: 38-39).

Мы с вами – православные христиане. Мы, пройдя через Таинство Святого Крещения, усыновлены Богу. Но не всегда мы достойны своего христианского звания. Утратили мы свое сыновнее достоинство. И сегодня очень важно задаться вопросом: «Что нам делать?» Что нам делать, чтобы исправить свою жизнь, чтобы жить по-христиански и достичь спасения?

В Деяниях мы находим ответ на этот вопрос: последователи апостолов покаялись, крестились (см.: Деян. 2: 38), а потом «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Нам нужно изменить свою жизнь, нужно принести нелицемерное покаяние Богу. Мы уже дети Божии от купели Крещения, но дети недостойные, дети блудные. Часто мы, как тот евангельский блудный сын, берем то, что Отец наш Небесный нам дал от рождения, и уходим в далекую страну греха, и там все безумно расточаем, живя блудно, расточаем Божественное наследие, все то, чем Господь благословил нас от рождения: здоровье, физические, нравственные и интеллектуальные силы… Мы все это не принесли в жертву Богу, мы не вернули Ему то, что Он нам даровал. Мы расточили все впустую. И теперь нам нужно прийти в себя и с покаянием вернуться в Отчий дом. Объятия Отца нашего Небесного открыты для нас всегда. Он ждет нас. И Он вернет нам наше сыновство, вернет нам утраченные честь и достоинство наследников.

Каждому из нас нужно покаяться, принести плоды, достойные покаяния, и строить свою жизнь так, как необходимо христианину.

Нам непрерывно, каждый день нужно читать Священное Писание и оттуда учиться жизни. Потому что там есть ответы на все наши жизненные вопросы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что даже сам факт нахождения священных книг в нашем доме будет препятствием для греха и духовной защитой и освящением жилища: «Невозможно, невозможно спастись, не прибегая постоянно к духовному чтению, но и то еще в самом деле хорошо, если мы, пользуясь непрестанно этим врачеством, возможем спастись когда-нибудь. Оттуда, где есть духовные книги, прогоняется всякая сила диавольская и живущим там бывает великое назидание в добродетели. Ибо и один вид книг делает нас более воздержанными на грех, а если мы и дерзнем на что-нибудь запрещенное и сделаем себя нечистыми, то, возвратившись домой и посмотревши на священные книги, строго осудим себя в совести и остерегаемся повторения грехов. Если мы живем в святости, то получаем еще большую пользу. Ибо как только кто коснется Евангелия, тотчас и ум свой приведет в порядок, и житейское отринет – и это от одного только воззрения на Евангелие. Если же присоединится и усердное чтение, то душа, как бы вводимая во внутреннее святилище, очистится и сделается лучшей: через Писание с ней беседует Сам Бог.

Что же делать, скажет кто-либо, если мы не понимаем того, что там заключено? Пусть ты и не понимаешь заключенного там, но от самого чтения бывает великое освящение. Впрочем, невозможно, чтобы ты не понимал всего».

Необходимо регулярно посещать богослужения в храме, потому что здесь, в храме, все вместе мы учимся жизни, ибо храм есть училище благочестия. Здесь, в храме, через Таинства церковные мы можем получать, и получаем благодатные Божественные дары, благодатные силы жить правильно в этом мире. «Размысли, сколь великое дело – выйти из церкви, научившись пренебрегать всем человеческим, попирать скорби и становиться

выше удовольствий, не превозноситься последними и не изнуряться первыми» (святитель Иоанн Златоуст). Очень плохо, очень неправильно поступают те, которые пропускают храмовые богослужения, которые ленятся ходить в храм, потому что этим сами себя духовно окрадывают. Можно прожить без храма, но это никчемная жизнь.

И непрестанно нужно молиться. Потому что молитва – это наше «неотъемлемое богатство и Небесная пища, насыщающая душу» (святитель Иоанн Златоуст). «Молитва – свет души, истинное познание Бога, посредница между Богом и людьми, врач страстей, врачество против болезней, Небесная путеводительница, вращающаяся не около земли, но идущая в самый свод неба. Она устремляется выше тварей, духовно рассекает воздух, идет выше воздуха, проходит сонмы звезд, отверзает врата Неба, восходит выше Ангелов, проходит мимо Престолов и Господств, идет далее Херувимов и, поднявшись над всей тварью, приближается к непреступной Троице. Там поклоняется Божеству, там удостаивается быть собеседницей с Небесным Царем. Через нее душа, поднявшись на Небо, объемлет Господа объятиями неизреченными, подобно дитяти у своей матери со слезами молит, прося Божественного питания, выражает свои пожелания и получает дары, превосходнейшие всей видимой природы» (святитель Иоанн Златоуст).

Среди множества молитв есть та замечательная молитва, которую мы долго не произносили, и которую сейчас, в этот праздничный день, часто-часто повторяем:

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.