Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
в Александро-Невском храме г. Приозерска
Карагандинской области 11 июня 2014 г.
«Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице!»
«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!»
Такими возгласами начинается каждое богослужение в храме. Этими словами мы исповедуем свою веру в Единого Истинного Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого.
Земная наша жизнь – это преддверие вечной жизни, и от того, как мы прожили здесь, на земле, во что и как верили, кому доверяли, какому Богу молились, зависит – войдем ли мы в Царство Небесное или нет. Надо знать, какому Богу мы поклоняемся и как Его прославляем.
Бог постепенно открывал Себя людям. В ветхозаветные времена люди знали только о Боге Отце, но со временем узнали о Его Единородном Сыне, а в день Сошествия Святого Духа узнали о бытии Третьего Лица Пресвятой Троицы.
Бог провозгласил через Моисея: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6: 4). Тот же самый Бог вещал на Иордане, открывая Себя: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5: 7). Сын Божий, посылая апостолов для обращения всего мира из тьмы греха к свету истины, повелел им учить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19).
Великий спасительный праздник Пятидесятницы, который мы продолжаем торжествовать, называется днем Святой Троицы и обращает нас к тайне нашей веры: Бог есть Троица, не три бога, но Один Бог в Трех Лица.
Как это может быть, нам не дано понять. Человек может лишь с благоговением и смирением, молча склониться перед этой величайшей Божественной тайной.
С другой стороны, останавливая наше внимание на Троичности Божества, Святая Церковь призывает нас с особой силой и сосредоточенностью задуматься о своей жизни. Через Божественное Откровение мы знаем Бога-Троицу, и наша жизнь должна соответствовать этому знанию.
Мы веруем в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого мира и невидимого. Бог Отец создал этот мир, установил законы движения этого мира и через эти законы управляет миром и сохраняет его. Бог Отец создал человека, каждого из нас, сохраняет нашу жизнь и, как любящий отец, устрояет все происходящее в нашей жизни к нашему благу, чтобы сделать нас достойными участниками вечного Небесного блаженства.
Бог Отец – Хозяин и Владыка нашей жизни, и все происходящее с нами бывает или по Его воле, или по Его попущению. Настоящий христианин все случающееся с ним принимает благодушно, без ропота, с полным доверием Богу, учась во всех событиях своей жизни видеть действие благой и премудрой воли Божией. «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 2: 10; 1: 21).
Часто мы по неразумию своему совершаем ошибки, поступаем плохо, часто окружающие нас люди вносят в нашу жизнь неприятности и скорби, но все это зло – наше или от окружающих бываемое – Бог обращает в нашу пользу, учит нас, очищает, исправляет, освящает, ведет по пути святости. Нам надо только доверяться Ему, как ребенок доверяет отцу и матери, и Он никогда не оставит, не предаст нас.
Не надо только сознательно своими грехами отталкивать Его.
«Это ваша вера, христоносцы, вера отцов ваших, смиренных и разумных. Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род, до конца времен. Вера непостыдная, православная, спасительная. Ею спасались отцы ваши, не постыдились они ее, и она их не постыдилась. Воистину, вера в Единого Бога, Единого, Живого, Истинного, – вера образованных, тех, кто несет в себе образ Божий. Не постыдятся они ни на Страшном Суде, не постыдятся ни перед праведником, ни перед Ангелом, но приимут славу и благословенными нарекутся» (святитель Николай Сербский).
Мы верим в Бога Сына, Истинного Бога, Сошедшего с Небес и Воплотившегося от Пречистой Девы Марии, умершего на Кресте, Воскресшего и Вознесшегося на Небо ради того, чтобы избавить нас от диавольского рабства, указать путь на Небо и дать возможность вернуться туда, в Отчий Дом, в объятия Отца нашего Небесного. Господь Иисус Христос открыл нам, что Бог есть Любовь и Своим жизненным примером показал нам, что значит любить. Любить – значит быть готовым умереть, но не за себя, а за того, кого любишь. Чтобы мы не сбились с этого пути, Иисус Христос основал на земле Свою Церковь, пребывая в которой, мы получаем Божественные силы и возможности преодолевать свои немощи, исправлять свое духовное уродство, чтобы соединиться с Богом. Для того Бог и стал Человеком, чтобы человек стал богом.
Не надо только нарушать заповеди Божии, не надо злодействовать по отношению к ближним, потому что этим мы сами себя ставим вне спасительной церковной ограды, и все зло мира тогда обрушится на нас и раздавит, потому что мы сами лишили себя Божественного Помощника и Покровителя.
«Не ваша ли это вера, христоносцы, и вера самых праведных из предков ваших? Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род. Вера непостыдная, православная, спасительная. Вера воистину образованных
людей, носящих в себе образ Божий. Они в день Христов будут названы благословенными» (святитель Николай Сербский).
Мы веруем в Бога Духа Святого, Бога Истинного, от Отца исходящего и во всех нас вселяющего, просвещающего ум наш истиной, направляющего наше сердце к добру. Дух Святой освящает и просвещает нас, когда мы молимся дома и в храме, при чтении Священного Писания и душеполезных книг, через счастье и несчастье, радости и болезни, которые случаются с нами. «Святым Духом всяка душа живится». Животворящей всемогущей силой Духа Святого мы получаем настоящую жизнь, полное довольство, мир и покой душевный, обретаем способность любить Бога, себя и ближних и радоваться жизни. Дух Святой созидает, обогащает, оживляет, а без Него все разрушается, оскудевает и погибает. Это относится как к человеку, так и ко всей окружающей нас природе, как написано: «Скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103: 29-30).
Не надо только грехами закрывать себя от действия благодати Святого Духа, лишать себя великих Его даров, потому что тогда душа наша станет чахнуть, а с этим придут скорбь, тоска, отчаяние, – и жизнь разрушится.
«Через Господа Иисуса Христа, Сына Божия, пришло к людям знание о Боге как о Троице. Это знание Он дал нам не в виде философского учения, но в виде явления и Отца, и Сына, и Святого Духа. Эти явления и действия Бога Живого в трех Ипостасях Его – реальность. Реальность – явление Отца на Иордане и на Фаворе. Реальность – чудесное Воплощение Сына Божия, и Его деяния, и страдания, и Воскресение. Реальность – и явление Духа Святого апостолам и Его действие в них, в святых, в праведниках, во всей Церкви Божией от начала и доныне. Присно и вовеки – Один Бог, Один Царь Вечный, одна сила, одна слава, одна любовь, одна радость, один свет, одна сущность – один Бог…
Не ваша ли это вера, христоносцы, и вера прозорливых предков ваших? Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род, до конца пути. Вера, проверенная и в грозу, и при ясном солнце, вера непостыдная, православная, спасительная. Воистину, это вера людей образованных, носящих в себе образ Божий. Они в день Страшного Суда Христова будут названы благословенными» (святитель Николай Сербский). Аминь.