28 июня – память блаженного Августина, епископа Иппонского

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Если я – достойный сын Твой, Господи, это оттого, что Ты даровал мне в матери верную рабу Твою», – сказал блаженный Августин Иппонский, один из величайших отцов Церкви, завершивший свой жизненный путь 1590 лет назад, в 430 году.

Но начиналась его жизнь по-другому.

У развратного африканца-язычника Патриция и христиански Моники 13 ноября 354 года в маленьком городке Тагасте, в Северной Африке, на территории современного Алжира, родился сын Августин.

С юности Августин вел греховный образ жизни, следуя господствовавшим тогда языческим обычаям. Современник Августина описывает Африку как какой-то сплошной дом терпимости: целомудренный африканец, по его словам, уже не африканец, целомудрие считалось чем-то постыдным. В семнадцать лет Августин обзавелся сожительницей, родившей ему сына.

При том, что Августин вел разгульный образ жизни, он обладал блестящим умом, упорно учился и овладел языческой ученостью своего времени. Он сделал себе имя в академическом мире: стал профессором риторики в своем родном городе, затем переехал в Карфаген и, наконец, получил профессорское место в Риме.

В девятнадцать лет Августин, изучая в Карфагене труды Цицерона, почувствовал сильнейшее влечение к Истине. И стал искать Истину.

Августин прошел через увлечение распространенными тогда учениями о магии и астрологии, которые, как он сам напишет позже, завели его в умственный тупик, а потом попал в секту манихеев, и, увлекшись их учением, сумел завлечь в эту организацию своих друзей. Вскоре Августин пожалел о девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения, и вышел из секты.

В этих поисках без отдыха и покоя, пытаясь выбраться из одной пучины, Августин попадал в другую. Он начал чувствовать, что его поиски Истины тщетны, когда приехал в Милан искать место губернатора провинции.

Епископом Медиолана, современного Милана, в то время был великий святитель Амвросий Медиоланский, который занимал еще и пост правителя Северной Италии.

Святитель Амвросий был прекрасным оратором и регулярно произносил проповеди в соборе. И Августин услышал эти проповеди.

Однажды, находясь под впечатлением проповедей святителя Амвросия, предаваясь печали по поводу своей греховности, Августин раскрыл

Священное Писание и прочел главу, первой попавшуюся ему на глаза: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13: 13-14).

Это чтение перевернуло всю жизнь Августина. Он нашел Истину! И воскликнул: «Господи, я раб Твой, я раб Твой и сын слуги Твоей. Ты сломал оковы мои… Ты, Господи, благостный и милосердный, заглянул в бездну смерти моей и выгреб десницей Своей с самого дна сердца моего груды нечистоты».

Августин пришел к святителю Амвросию для крещения со своим сыном в Великую Субботу 387 года. Августину было тогда уже тридцать три года от роду. Затем он возвратился в Африку, где вскоре стал епископом города Иппона. В продолжение последующих сорока трех лет земной жизни он усердно трудился в винограднике Господнем, став талантливейшим христианским писателем, влиятельнейшим проповедником и обличителем ересей, одним из величайших отцов Христианской Церкви. На V Вселенском Соборе он был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви.

Августин стал христианином благодаря своей матери, святой Монике, умной, благородной и благочестивой женщины, личность которой контрастно выделялась на темном фоне беснующегося развратного тогдашнего африканского общества.

Первоначальным своим христианским образованием Августин обязан святой Монике. Она благословила сына, осенив крестным знамением при рождении. Однако волна развратной жизни накрыла в юности Августина, и долгих тридцать три года он метался по волнам бушующего моря жизни в поисках Истины. И долгих тридцать три года святая Моника плакала и неутомимо, не теряя надежды, молилась за свое дитя, о его обращении ко Христу.

Тогда, в IV веке, не было ни молебнов, ни сорокоустов, ни акафистов, но у Моники было самое главное – несокрушимая, несомненная вера, и молитва веры спасла ее сына – Августин стал православным христианином. Более того, он стал одним из величайших отцов Церкви.

«И Ты простер руку Твою с высоты, – пишет в «Исповеди» блаженный Августин, – и «извлек душу мою» из этого глубокого мрака, когда мать моя, верная Твоя служанка, оплакивала меня перед Тобой больше, чем оплакивают матери умерших детей. Она видела мою смерть в силу своей веры и того духа, которым обладала от Тебя, – и Ты услышал ее, Господи. Ты услышал ее и не презрел слез, потоками орошавших землю в каждом месте, где она молилась; Ты услышал ее».

Сын таких слез не мог погибнуть.

Моника, которую за такой подвиг веры Христианская Церковь прославила в лике святых, дает пример для подражания всем родителям, чьи

дети впали в различные заблуждения, пошли по кривым дорожкам греха, пример настоящей, победоносной веры в Бога и настоящей любви к детям.

Сам же блаженный Августин призывает: «Люби детей твоих во имя Бога, научая их чтить вместе с тобой и Бога… Не следует любить детей своих более Бога, и худо любил бы ты их, если бы не позаботился привести к Богу вместе с собой».

Молитесь о своих детях, молитесь слезно и постоянно, и Господь в объятиях Своей милости исцелит их слабости, и они придут к Богу вместе с вами. Аминь.