Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В древности на Востоке, когда царь путешествовал по стране, дороги, по которым он предполагал шествовать, очищались, холмы срывались, овраги засыпались, кривизны выравнивались. Впереди царя бежал глашатай, или предтеча, который возвещал всем о том, что за ним грядет сам царь.
Таким Глашатаем, Предтечей стал великий во пророках святой Иоанн, рождество которого мы сегодня с вами светло торжествуем, собравшись в этом храме. Он родился для того, чтобы быть Глашатаем, быть Предтечей грядущего Царя – Мессии, Спасителя мира. Господь и Спаситель, Царь Небесный сошел на землю, чтобы соединить человеческую природу с природой Божественной, исцелить пораженное грехом естество человеческое и открыть врата рая, врата Царства Небесного для каждого человека. Господь пришел совершить то, что не мог совершить ни человек, ни Ангел. Предтечей Его стал святой Иоанн, «ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3: 3).
Люди того времени исказили пути Господни. Даже богоизбранный народ утратил веру, хотя иудеи и считали себя детьми Авраама. Путь Господень – это те заповеди Божии, данные человеку, которые приводят человека к Богу. Однако человеческие грехи – гордость, самолюбие, самомнение, лицемерие и всяческие другие пороки – исказили закон Божественный. Исказились пути, ведущие к Богу. И нужен был, прежде чем придет Спаситель мира, Предтеча, Пророк, который призвал бы людей оставить свою греховную жизнь и обратиться к Богу.
Святой Предтеча Иоанн стал проповедовать в пустыне иудейской и в окрестностях Иордана стропотному народу: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2).
Призыв к покаянию, прозвучавший многие сотни лет назад, актуален и для нас сейчас. Многие ли из нас могут сказать, что они ходят путями Господними? Многие ли из нас могут сказать, что руководствуются в своей жизни только законом Божиим? Какими путям мы ходим? Какими законами, какими соображениями мы руководствуемся в этой жизни?
К сожалению, беспристрастно исследовав свою жизнь, прислушавшись к своей совести, надо сказать, что наши пути – не пути Господни. Очень часто нас ведут по этой жизни страсти. Одних ведет властолюбие, других – тщеславие, третьих – любовь к деньгам, четвертых – чревоугодие, пьянство, ложь, клевета, зависть – это те пути, по которым мечется несчастный человек. Каждый мчится куда-то, сломя голову, влекомый страстями, совершенно
забыв о Боге и не думая совершенно, чем закончится эта жизненная суета, куда приведут эти греховные, ложные пути. Эти пути ложные, поскольку ведут человека к вечной погибели. Эти пути проходят по земле и неизбежно пересекаются. Люди сталкиваются в своих греховных стремлениях, начинают мешать друг другу, вступают в конфликты друг с другом, и вся жизнь становится полем битвы, сплошным кошмаром. Сталкиваются люди, стремящиеся к власти и почестям. Сталкиваются люди, одержимые жаждой денег. Сталкиваются собутыльники, неверные супруги, клеветники, завистники… Кругом «плач, и стон, и горе» (Иез. 2: 10). Жизнь становится адом, и в вечности – нескончаемые мучения. Таков печальный итог путей человеческих.
Совсем другие пути Господни. Когда человек живет по законам Божиим, то значит идет по путям Господним, а это совсем другие пути. Эти пути пролегают не по земле, а простираются от земли на Небо. И легко себе представить, что такие пути, от земли на Небо, к Богу, не пересекаются, но сближаются. Чем ближе люди к Богу, тем ближе люди между собой. Такие пути – единственно верные, единственно правильные пути, по которым мы должны с вами идти. Но поскольку мы не идем по таким путям, то и для нас звучит призыв ангела пустыни и проповедника покаяния святого Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2), приблизилось Царство Божие, которое есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17).
Покайтесь! Покаяние – это не только минутное сожаление, пускай даже слезное, о совершенных неправдах. Покаяние – это решительное изменение всей жизни, изменение образа мысли, чувств, желаний. Вот когда произойдет это внутреннее изменение, совершится, как говорят, радикальная переоценка жизненных ценностей, когда отвернется человек от зла и обратится к добру, тогда и совершится настоящее покаяние.
Где взять такие силы, чтобы изменить себя и свою жизнь?
Силы для такого изменения мы имеем возможность почерпать в молитве, которая есть «Небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество во всех скорбях и искушениях жизни, светильник жизни, успех в делах, утверждение веры, надежды и любви» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Если так благодатна бывает молитва вообще, то насколько сильнее и действеннее молитва, если она совершается соборно, в храме, «где Престол Божий, где Страшные Тайны совершаются, где Ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя»; где «мы вытрезвляемся от мирского обаяния и опьянения страстей и похотей житейских, просветляемся, освящаемся, очищаемся душами своими, к Богу приближаемся, с Богом соединяемся»; где «мы научаемся верности, мужеству, терпению, кротости, незлобию, смирению, нестяжательности, воздержанию, чистоте, целомудрию,
самоотвержению, безропотному перенесению своих скорбей, любви не только к ближним, но и к врагам своим, научаемся и многим другим различным добродетелям» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Молитва и богослужение в храме дают каждому христианину силы не только верить в Бога, но и жить с Богом.
Господь и Спаситель наш Иисус Христос, пришедший на землю ради нашего спасения, открывший нам врата Царства Небесного, по молитвам Своего святого Предтечи Иоанна да подаст нам силы изменить свою жизнь, чтобы стать гражданами этого Царства. Аминь.