17 июля – память преподобного Андрея Рублева, иконописца

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Божественнаго света лучами облистаемый, преподобне Андрее, Христа познал еси Божию премудрость и силу, и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси единство во Святей Троице» (из тропаря преподобному Андрею Рублеву, иконописцу).

Такими словами Русская Церковь подводит итог земного жизненного подвига преподобного Андрея Рублева – великого русского угодника Божия и иконописца.

Преподобный Андрей Рублев жил во 2-й половине ХIV – 1-й половине ХV века. Он отличался хорошим образованием, учился живописи в Византии и Болгарии. Иноческая жизнь Андрея Рублева была связана с Московским Спасо-Андрониковым монастырем и Троице-Сергиевой лаврой, где царила атмосфера подвига и святости. Живя в такой высокой духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что и позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства. Всех превосходящий в премудрости, инок Андрей изучал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Ему, несомненно, были известны творения священномученика Дионисия Ареопагита, преподобного Григория Синаита, «Богословие» преподобного Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, «Палея толковая» и другие творения отцов Церкви и религиозно-философские труды православных писателей, доступные в те времена русскому читателю.

Среди подвигов молитвы и благочестия преподобный Андрей активно занимался иконописью. Ему поручали расписывать стены храмов, писать иконы для иконостасов. Личная святость иконописца делала его иконы не только произведениями искусства, но «умозрением в красках», «напоминанием о горнем Первообразе». Лучшее творение святого мастера – знаменитая «Троица». Эта икона была написана по благословению преподобного Никона Радонежского, который повелел написать образ Пресвятой Троицы для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, в похвалу великому Игумену земли Русской, «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это был призыв к объединению всех русских людей. Как эпоха великого Пушкина стала временем возвышения русского национального духа после победы над Наполеоном, так эпоха преподобного Андрея Рублева стала в истории Русской Церкви и государства Российского временем проявления глубинных духовных чаяний русского народа полного освобождения от многовековой золотоордынской тирании, пробуждением его веры, и, прежде всего, веры в себя, в человека, в возможность объединения русских людей по образу Святой Троицы. И икона преподобного Андрея Рублева «Троица» – вершина его духовного подвига и иконописного творчества – есть проповедь о Святой Троице, призыв людей к единству во Святой Троице, «чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17: 11), «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). В Царстве Божием люди будут соединены с Богом и между собой любовью, подобной той, что соединяет три Лица Святой Троицы. Образ Святой Троицы являет человечеству то духовное единство, к которому оно призвано.

Написание икон неразрывно связано с духовной жизнью христианина, с его опытом богообщения, опытом соприкосновения с горним миром. Икона есть продолжение молитвы, и без молитвы не может быть настоящей иконы. Икона – это воплощенная молитва. Преподобный Андрей Рублев был человеком глубокой внутренней духовной жизни.

Создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. Подвиги благочестия ведут к святости. Поэтому в православной иерархии святости есть особый чин – святые иконописцы. И русский иконописец Андрей встал в один ряд с великими иконописцами Православной Церкви, первым из которых был святой апостол и евангелист Лука, написавший первую прижизненную икону Матери Божией. О почитании Андрея Рублева в Русской Церкви известно уже с ХVI века. С тех пор память преподобного Андрея совершалась в Троице-Сергиевом монастыре 4 июля, в день памяти преподобного Андрея, архиепископа Критского. Официально же Андрей Рублев был прославлен в год 1000-летия Крещения Руси.

Будучи плодом поста и молитвы, икона является и школой молитвы для тех, кто молится перед ней. Икона располагает к молитве. В то же время икона возвышает человека, выводя его за пределы материального мира и поставляя пред лицом Самого Первообраза. Каждая икона несет в себе мощный духовно-нравственный заряд. Икона напоминает человеку, что кроме этого мира, в котором мы живем, есть другой, духовный мир; что кроме фальшивых «общечеловеческих ценностей», которые агрессивно навязываются современным безбожным гуманизмом, есть иные, истинные духовные ценности; что кроме господствующего эгоизма, индивидуализма, инстинкта самосохранения есть любовь, взаимная ответственность друг за друга до готовности к самопожертвованию.

Святая Церковь будет всегда всеми средствами, в том числе и через икону, говорить об этом миру, неустанно свидетельствовать современному человеку о победе Жизни над разобщением, распадом, разложением и смертью; об иных отношениях между человеком и Творцом и людей между собой. А для этого нужно, прежде всего, научиться правильно относиться к самому себе.

Такие мысли возникают, когда обращаешься к житию великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева, когда обращаешься к истории нашего государства, к истории нашей великой культуры. Эта культура стала великой благодаря таким людям, как преподобный Андрей Рублев, потому что, как говорила Анна Ахматова, «никогда ничего, кроме религии, не создавало искусства». Только религиозно-одухотворенный человек может создать настоящий шедевр и изменить окружающий мир.

И пускай наша жизнь, жизнь наших детей будет таким же шедевром. Пускай наша жизнь, жизнь наших детей станет проявлением в полной мере того образа, той иконы, которая заложена в каждом из нас Богом, которую мы несем как дар Божий. Аминь.