Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Первоизбранней от всего русскаго рода, славней и равноапостольней угоднице Божией Ольге составим похвалу, яко заре во тьме идолопоклонения светом веры возсиявшей и путь ко Христу всем людем русским показавшей», – в веках радостно прославляет земля Русская благословенную между женами русскими святую равноапостольную княгиню Ольгу, которая первая всенародно и торжественно принесла на Русь бесценное сокровище веры Христовой.
Эта великая правительница Руси была родом из села Выбуты на Псковщине. За красоту и ум она была избрана в супруги великого князя Игоря. После убийства Игоря древлянами Ольга взяла бразды правления в свои руки. Воспитанная в язычестве, Ольга жестоко отмстила древлянам за убийство мужа. Возглавив русское войско, она прошла всю землю древлян, облагая их данью. Став правительницей, она властной и жесткой рукой установила порядок в земле Русской, после чего вернулась в Киев, где жила, окруженная любовью и почитанием своего народа.
Здесь, в тишине и покое достигнув преклонных лет, великая Ольга почувствовала жажду истины. Тогда в Киеве уже жили христиане, и от них Ольга узнала христианское учение. Ее светлый ум уверился в превосходстве христианства из бесед с православными священниками. Будучи от природы целеустремленной и решительной, Ольга отправилась в Царьград, где после бесед с Патриархом приняла Святое Крещение с именем Елена. Восприемником ее был император Константин Багрянородный.
Однако усилия княгини Ольги не сделали христианство господствующей религией на Руси, но семена истинной веры, брошенные ею в землю Русскую, дали благодатные всходы при ее внуке Владимире, который и стал крестителем Руси.
Отличные природные качества княгини Ольги, освященные благодатью Святого Духа в купели Крещения, позволили совершить ей личный духовный подвиг, приняв христианство, и устроить жизнь своего народа. Ольга первой стала править на Руси, тогда как все ее предшественники-князья только воевали. Она стала началом конца язычества на Руси, принеся первые проблески истинной веры громким исповеданием Христа во тьме языческого невежества. История назвала ее мудрой, а Церковь Христова – святой и равноапостольной.
Мудрость и святость в великой Ольге из отвлеченных понятий стали реальностью. Истинная мудрость – не измышления человеческого разума, но имеет своим источником Самого Бога, поэтому она не изобретается, не является результатом опыта, а постигается, дается Богом человеку, стремящемуся к ней. Человек, обретший мудрость, научается различать добро
и зло, становится способным видеть цель своей жизни, постигает ее смысл и те задачи, для решения которых Бог призвал его из небытия к бытию.
Такая мудрость делает человека блаженным: «Блажен человек, который снискал мудрость» (Притч. 3: 13). Истинная мудрость сама по себе уже есть блаженство, высшая духовная радость. Мудрость возвышает человека над всем земным и временным, дает ему прочное основание, опору, так что никто и ничто не может смутить, поколебать, привести в уныние его. Сознавая себя творением Божием, имеющим свое определенное назначение в этом мире, человек, полностью вверяя себя воле Божией, совершает свое служение, спокойно переносит все неприятности, огорчения, зависть, злословие недоброжелателей, мужественно преодолевает все встречающиеся на пути препятствия и трудности, зная, что, если Бог благословил, никто и ничто не сможет помешать. Такая непоколебимая надежда на Бога, абсолютное доверие Богу, желание быть Его действием в этом мире делает человека поистине мудрым, а эта мудрость приводит человека к Богу, приводит к святости. Мудрость – начало святости.
Так, мудрость княгини Ольги привела ее к святости, т. е. к блаженству на земле и к вечному блаженству на Небе, как написано: «Приобретай мудрость,.. и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Притч. 4: 7-9). В купели Крещения все силы ее души, все качества ее характера, незаурядный ум ее были освящены благодатью Святого Духа, преобразились и получили правильное направление. Господь «исполнил ее Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением…» (см.: Исх. 35: 31).
Каждый из нас, дорогие братья и сестры, призван к святости: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1: 15). Каждый из нас должен мудро прожить эту жизнь, исполнив то предназначение, ради которого Господь даровал нам эту жизнь.
Однако есть мудрость и мудрость. Это различие проявляется в делах. Об этом так пишет апостол: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3: 13-17).
Такая мудрость постигается через молитву, через изучение Священного Писания, через решительное отвержение зла и стремление к добру. Тогда, видя это наше стремление всем своим существом послужить Богу и людям, как это сделала великая правительница Святой Руси блаженная княгиня Ольга, Господь благословит нас мудростью и даст силы для этого служения. Аминь.