Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы вновь слышали сегодня, как Господь совершает великие дела – исцеляет слепцов и немого бесноватого, являя Свою Божественную любовь к людям и Свое Божественное всемогущество (см.: Мф. 9: 27-35). «И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф. 9: 33).
Как же еще можно относиться к этим чудесам?
Однако было и другое отношение к произошедшему: «Фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф. 9: 34).
В те времена фарисеи были лучшей частью иудейского общества: были хорошими знатоками и самыми ревностными, самыми пламенными хранителями закона и веры, горячо и усердно молились, держали пост, творили добрые дела. При этом их гордыня обесценивала это духовное богатство, сделав его поводом для самолюбования. С высоты своей праведности они горделиво взирали на весь мир. Они привыкли жить в атмосфере всеобщего почитания и преклонения и воспринимали это как само собой разумеющееся.
И вдруг появляется этот Человек из Назарета, друг мытарей и грешников, Который называет Себя Сыном Божиим, Который творит чудеса и публично обличает лицемерие фарисеев. При этом Он пользуется широкой известностью и почитанием среди людей, которые тысячами собираются, забывая обо всем, даже о пище, чтобы услышать этого Учителя, утолить духовную жажду, увидеть чудеса исцеления больных и воскрешения мертвых.
И фарисеи – эти учителя народа, – видя, как этот простой народ во множестве стремится не к ним, а к Иисусу, зеленели от зависти и размышляли: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11: 47-48).
Фарисеи желали позора и унижения для Иисуса из Назарета, чтобы самим услаждаться своим величием и значимостью, а потому и прибегли к клевете: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф. 9: 34). И не однажды они клеветали на Господа: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин. 9: 16). Эти несчастные завистники громко вопили: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23: 2).
Конечно, они знали заповедь Божию, запрещающую клеветать (см.: Исх. 20: 16), но пренебрегли ею.
Этот поток клеветы вскоре перерос в явные гонения, приведшие Спасителя на Голгофу.
Клевета не была изобретением фарисеев. С тех пор, как светлый ангел стал диаволом, лжецом и отцом лжи (см.: Ин. 8: 44), клевета сопутствует человечеству и возникает там, где ничтожные грязные посредственности хотят показать свою значимость и преимущество над теми, кто выше, лучше, чище и достойнее их. Клеветники – эти низкие души – всегда стремились к самоутверждению за счет унижения и очернения других, но, как мы знаем из Писания, «любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим. 8: 28).
Клевета распутной женщины ввергла в темницу праведного Иосифа Прекрасного, но он был вознесен на невиданную высоту и спас Египет от голода. Моисею пришлось бежать из Египта в землю Мадиамскую, где Бог говорил с ним из горящего и несгораемого тернового куста. Великий царь Давид, преследуемый клеветниками, писал: «Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною» (Пс. 101: 9), и взывал: «Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого» (Пс. 119: 2).
Так было и в Новозаветные времена с апостолами, которых называли обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной, и со всеми святыми мучениками и угодниками Божиими, равно как и с простыми христианами, искренне веровавшими и старавшимися жить согласно своей вере.
Однако «любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим. 8: 28). Кто доверил свою жизнь Богу, не должен бояться ничего. Господь любит тебя, слышит твои молитвы, ведет по жизни и никогда не оставит, не попустит клеветникам и любым другим злодеям торжествовать над тобой.
Премудрый Соломон сказал: «Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется» (Притч. 10: 30-31). То же говорит и царь Давид: «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» (Пс. 11: 4).
И сейчас среди называющих себя христианами есть исполнители похотей отца своего – диавола, которые изобретают всякие клеветы на других, очерняют других, чтобы любоваться собой. С каким злобным торжеством клеветники говорят о слабостях или ошибках своих ближних, ссылаясь на то, что они «борются за правду».
Клеветник наносит вред, в первую очередь самому себе. Святые отцы говорят: «Если бы человек понял, что значит: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37), то предпочел бы молчание». Надо помнить, что человек – образ и подобие Божие, поэтому, унижение образа относится и к Первообразу, становится унижением Творца.
Чтобы враг не соблазнил человека на клевету, надо оградить себя молчанием. Когда захочется сказать какую-либо гадость про другого, прежде возьми Евангелие, открой, прочитай одну-две главы – и охоту клеветать как рукой снимет. Надо помнить и повторять слова молитвы: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия» (Пс. 140: 3-4).
Клеветник наносит вред тем, кто эту клевету слушает. Кто слушает и верит клевете, тот становится соучастником этого преступления. Святитель Иоанн Златоуст советует: «Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим».
Клевета может нанести вред и тому, на кого она направлена, потому что не все люди могут переносить клевету спокойно и великодушно, но впадают в уныние и гнев, а нередко и отвечают своим обидчикам тем же.
Святитель Иоанн Златоуст, много пострадавший от клеветы, советует: «Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение… Если это правда – исправься; если ложь – посмейся над этим. Если сознаешь за собой то, о чем сказано, – вразумись; если не сознаешь – оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа (Мф. 5: 11)». Если требуется, можно оправдываться против клеветы. Но усиленное оправдание еще более унижает и возбуждает подозрения. Гнусные измышления грязных клеветников не стоят того, чтоб мы оправдались в них. Они всего лучше обличаются спокойным величием духа и молчанием, как показывает нам Своим примером Господь Иисус Христос: «Когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился» (Мф. 27: 12-14).
Бог Сам вразумит клеветников. Вот какой пример приводит святитель Николай Сербский:
«В одном селе жили два соседа – Лука и Илья. Лука терпеть не мог Илью, потому что Илья был человек правильный, работящий, а Лука – пьяница и лентяй. В приступе ненависти Лука обратился в суд и донес, что Илья говорил бранные слова в адрес царя. Илья защищался, как мог, и под конец, обернувшись к Луке, сказал: «Даст Бог, Господь Сам обернет твою ложь против тебя». Однако суд отправил Илью в темницу, а Лука вернулся домой.
Подходя к своему дому, он услышал плач в доме. От ужасного предчувствия кровь застыла в жилах, ибо вспомнил Лука обличительные слова Ильи. Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в костер, сжег себе глаза и все лицо. Когда увидел это Лука, он онемел и не мог ни говорить, ни плакать.
На заре следующего дня он отправился в суд и признался, что оговорил Илью. Судья тут же отпустил Илью, а Луку наказал за лжесвидетельство.
Так Лука за один грех понес два наказания: и от Бога, и от людей».
Помолимся, да дарует нам Господь благоразумие, чтобы не быть клеветниками, мудрость, чтобы не слушать и пресекать клеветников, мужество и терпение, чтобы переносить возможную в наш адрес клевету. Аминь.