1 августа – обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

в Петропавловском соборе г. Томска 1 августа 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

По милости Божией мы собрались сегодня в этом святой храме. Каждый православный христианин знает, как велико значение храма в его жизни. Со строительства храма начинался на Руси любой населенный пункт. В храме собирались все жители поселения, чтобы удовлетворить свои духовные потребности. Христианин стремится в Царство Небесное, и это восхождение начинается в храме, который является Небом на земле. Христианин хочет научиться правильно жить, и эта учеба проходит в храме, который является училищем благочестия. Христианину нужны духовные силы, чтобы правильно, согласно Божественным заповедям, жить, и здесь, в храме, в святых Таинствах, он почерпает эти благодатные силы, дающие ему возможность уверенно сказать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13), а потому многие русские православные люди через храм достигли святости.

Сегодня собрал нас в этом храме дивный угодник Божий Серафим, Саровский чудотворец, прославление и обретение мощей которого совершилось 115 лет назад.

Преподобный Серафим, воспитанный благочестивыми родителями Исидором и Агафией по правилам Православной Церкви, с детства возлюбил храм Божий, богослужение и молитву, стал представителем русского монашества, которое воспитывало русский народ, являя чудесные примеры духовной чистоты, смирения и веры, примеры благочестия без лицемерия и праведности без фанатизма.

Блаженный Серафим указывает нам путь к Небу и является помощником на этом пути, поддерживая, утешая, укрепляя нас своими молитвами у Престола Божия.

Святой Серафим учит нас: «Что облобызала и приняла Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Не забывай праздничных дней. Будь воздержан, ходи в церковь. Молись за всех: много этим добра сделаешь». Вся жизнь преподобного Серафима была наполнена молитвой. Дивный старец тысячу дней и ночей простоял в молитве на коленях на камне.

Он жил во Христе. И мы должны стремиться к тому же, а для этого должны идти тем же путем, каким шел преподобный Серафим. Труден этот путь, но ко Христу легкого пути нет. Святой Серафим призывал постоянно произносить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Об этой молитве он говорил так: «Ходя и сидя на деле, и в церкви стоя до начала богослужения, входя и исходя, сие непрестанно содержи на устах и в сердце твоем. С призыванием имени Божия найдешь ты покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Дух Святой».

Преподобный своим примером учит нас постоянно молиться за ближних, в чем заключается несомненная польза для самих молящихся и для поминаемых.

Молитвенное поминовение живых и усопших сродников наших есть свидетельство любви нашей к ним. Сами бессильные помочь ближним, мы просим Всемогущего Господа даровать им здравие, мир, прощение грехов, блага временные и вечные, а так как любовь никогда не прекращается, даже и после смерти наших ближних, то мы молимся и за умерших, испрашивая им прощение грехов, мир и покой за гробом, вечное блаженство в обителях Отца Небесного.

Сам преподобный Серафим особенно усердно молился за всех христиан, усопших и живых, в конце своей жизни, когда достиг великого дерзновения пред Богом, и Небо стало для него родной стихией.

В келье старца горело много лампад и много восковых свечей разного размера. Они были поставлены на круглых подносах, и от постоянного их горения в тесной келье было жарко. Он объяснил значение этих свеч: «Я имею многих особ, усердствующих ко мне и благотворящих моим сиротам (т.е. дивеевским монахиням). Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю «правило» свое, то и поминаю сначала их единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте «правила», где следует, тогда и времени не достало бы на совершение моего «правила», то я и ставлю эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече; за иных – за несколько человек одну большую свечу, за иных же постоянно теплю лампады, и где следует на «правиле» поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз, убогий, сии свещи и кандила»».

А вот как святой Серафим рассказывал о плодах молитвы за умерших: «Умерли две монахини, бывшие обе игуменьями. Господь открыл мне, как души их были ведены по воздушным мытарствам, что на мытарствах они были истязуемы, потом были осуждены. Трое суток молился я о них, убогий, прося о них Божию Матерь. Господь, по Своей благости, молитвами Богородицы помиловал их: они прошли все воздушные мытарства и получили от Бога прощение».

Так, святой Серафим и словом, и примером завещал нам молиться за усопших.

В молитве есть могучая сила, таинственно проникающая в сердца людей и располагающая их к сочувствию, состраданию, любви, так что молитва за врага может утолить вражду его, а усердная молитва за разъединенных между собой близких может соединить их вновь.

Всю жизнь преподобный прожил в молитве и скончался во время молитвы. Его нашли стоящим на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложенными крестообразно на груди руками, а лицо его было освещено счастьем молитвы.

Такая блаженная кончина – достойное завершение праведной подвижнической жизни. Умереть на молитве – это высшее счастье для любого христианина. На молитве человек, становясь лицом к лицу с невидимым Богом, изливает пред Ним свою душу, предает всего себя в руки Его. Смерть на молитве, освобождая дух человека от уз плоти, возвращает его в родную стихию вечного блаженства, что и составляет счастье самой молитвы.

Господь Иисус Христос сказал: «В чем Я найду вас, в том и буду судить». «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Спаситель желает, чтобы мы не были беспечны и нерадивы о своем спасении, но вели добродетельную жизнь и всегда были готовы встретить Его и явиться на суд.

Помолимся сегодня преподобному Серафиму, да умолит он Господа и Спасителя нашего, чтобы Он дал нам разумение и силы прожить достойно на этой земле, завершить эту жизнь по-христиански, безболезненно, непостыдно, мирно и услышать добрый ответ на Его Страшном Суде. Аминь.