2 августа – память пророка Илии

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы собрались сегодня в этом храме, чтобы сотворить радостно божественную и светоносную память предивного Божественного пророка Илии Фесвитянина, источника чудес, вознесенного на Небо огненной колесницей, чтобы в свое время стать вторым предтечей Пришествия Христова.

Вся жизнь этого великого пророка удивительна и поучительна. Необычным было его рождение. Необычным было и завершение его жизни на земле.

По преданию отец при рождении пророка видел, как сияющие мужи пеленали младенца огнем и кормили пламенем огненным – символом ревности о Господе, которая будет наполнять всю его жизнь. С детских лет строго исполнял Илия все предписания закона и непорочным ходил пред Богом, пребывая в постоянном посте и молитве, что сделало его образцом подвижнической жизни.

Пророк Илия беседовал с Богом, и Бог исполнял прошения Своего пророка: заключались небеса – и на землю обрушивалась жесточайшая засуха, а через некоторое время вновь разверзались небеса – и на землю сильным дождем проливалось благословение небес; у вдовицы из Сарепты Сидонской чудесным образом не оскудевали мука и масло на весь период засухи и был воскрешен ее умерший сын; небесный огонь попалил жертву пророка, посрамив мерзких языческих жрецов.

Когда же пророк Илия исполнил служение, возложенное на него Господом, то не умер, но был взят на Небо на огненной колеснице. Как святой Иоанн Креститель был предтечей первого Пришествия на землю Спасителя, так и пророк Илия вернется на землю, чтобы стать предтечей Второго страшного и славного Пришествия Христова.

Особым событием в жизни пророка была встреча и беседа с Богом лицом к лицу. Случилось это на горе Хорив. Сорок дней шел пророк по Аравийской пустыни, чтобы встретиться с Богом.

Бог всегда готов беседовать с верующими людьми на любом месте Его владычества, везде и всегда готов открыть Себя чистому сердцу, но человек со своей стороны не всегда готов к такой встрече и беседе с Богом. Общение с Богом требует подготовки. Когда-то Бог готовил Свой избранный народ для принятия откровения.

Бог призывал пророка Илию к особенному общению, для чего требовалась особая подготовка, которая и заключалась в сорокадневном путешествии по пустыне. Бог не делает ничего понапрасну, значит такое путешествие было необходимо.

Двигаясь по пустыне, пророк все дальше и дальше удалялся от безумия царя Ахава, от свирепости злобной Иезавели, от мерзости идолослужения и бедственного ослепления богоизбранного народа. Душа пророка все более и более освобождалась от грустных и нечистых воспоминаний о мирской суете, пороке и нечестии, и более и более возвышалась над этим, обретая спокойствие и чистоту.

Пророк и раньше общался с Богом и был способен слышать Его голос, но сейчас ему предстояло вступить в чрезвычайное, теснейшее общение с Богом, поэтому и потребовалась длительная и чрезвычайная подготовка и очищение. Человеку с больными глазами несносен тот свет, который доставляет радость здоровым людям, а здесь надо было смотреть на солнце, что доступно только орлиному зрению. Для оскверненного грехами человека недоступны даже малейшие благодатные впечатления и переживания, и, чтобы безопасно для жизни непосредственно взирать на славу Божию, даже великому Илие необходима была подготовка, и он в течение этого путешествия по пустыне не питался ничем, кроме размышлений о Боге и молитвы.

Так, пока ноги пророка двигались по пустыне, душа его восходила к Небу, готовясь к высокому общению с Богом, «Которого глас тогда поколебал не только землю, но и небо» (Евр. 12: 26).

И эта встреча с Богом произошла, и пророк слышал Божественные глаголы…

Мы приходим в храм, чтобы во время Литургии не только слушать Божественные глаголы, но и вступить в высочайшее и теснейшее общение с Богом через причащение Божественных Тела и Крови Спасителя, о чем не мог и мечтать великий пророк Илия. К этому общению надо готовиться, и не только вычитыванием «правила перед причастием». Пусть даже дорога от дома к храму будет не просто перемещением из пункта А в пункт Б, а подготовкой к встрече с Богом, путешествием от земли на Небо, потому что «церковь есть земное небо, где Небесный Бог живет и движется» (святитель Герман, патриарх Константинопольский).

И вся наша жизнь не должна быть метанием в пространстве, бесцельным и бессмысленным блужданием по кривым грязным тропинкам злодейств, греховных развлечений; не должна быть только приятной работой ради своего чрева, алчности, тщеславия; не должна быть бестолковой суетой разного рода.

Пусть вся наша жизнь будет постепенным, неуклонным, безостановочным, благодатным и радостным восхождением – через отрешение от всего земного, суетного, мелкого, через участие в церковных Таинствах, через духовное научение, через чистую постоянную молитву, через святые дела – от греховного к праведному, от земли к Небу, чтобы наконец взойти на Святую Гору Господню и вселиться в ней во веки. Аминь.