Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В святой Библии есть «Книга пророка Иезекииля», одного из великих пророков Ветхого Завета и священника Бога Вышнего. Память его празднует ныне Святая Церковь. Своему избраннику Господь открывал в видениях судьбы еврейского народа и всего человечества.
Не имея сейчас возможности обозреть все писания богодухновенного пророка, остановим свое внимание на одном из важнейших его видений о сухих костях на поле – прообразе всеобщего Воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа:
«Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии?
Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я – Господь.
Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.
И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище.
И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь» (Иез. 37: 1-14).
Это видение было прообразованием Воскресения мертвых, которое случится при Втором Пришествии Христовом, когда Христос вновь придет на землю судить живых и мертвых: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут» (1 Фес. 4: 16), воскреснут «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор. 15: 52). С воскресшими телами соединятся опять и души, и каждый вновь будет целым и совершенным человеком: с тем же умом, с той же памятью, с теми же чувствами, с полным сознанием себя и всей прошедшей жизни.
И после всеобщего Воскресения будет Страшный Суд, когда каждый даст отчет о своей жизни, и все человечество будет разделено на две группы, как написано: «Так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13: 40-43).
Так говорит Священное Писание об имеющем быть Воскресении мертвых и нелицеприятном Суде Божием. Но падший человеческий разум, которому надо все пощупать, понюхать, попробовать на зуб, измерить и взвесить, с недоверием задается вопросом: «Как это может быть? Да и будет ли это?..» Или просто отвергает, потому что не может этого вместить, осознать… В советское время писатель горделиво заявлял: «Для Мысли нет твердынь несокрушимых, и нет святынь незыблемых ни на земле, ни в небе!»
Святые отцы, размышляя о грядущем Воскресении мертвых, не дерзая как-то доказывать правдивость Священного Писания, ибо Писание, как слово Божие, непререкаемо, пытаются показать нам на примерах из окружающей живой природы, что Воскресение всех людей неизбежно, что для Бога нет ничего невозможного.
«Посеченное дерево вновь процветает: неужели же посеченный человек не процветет? Посеянное и сжатое остается на гумне, а человек, пожатый на ниве мира сего, не останется на гумне? Ветви виноградной лозы и других деревьев, совершенно отсеченные и пересаженные, оживают и приносят плоды, а человек, для которого все это создано, упав в землю, не восстанет? Неужели Бог, сотворивший нас из небытия, не может снова воздвигнуть нас, когда мы уже имели бытие и сокрушились? Ты не веришь написанному о Воскресении, как язычник? Рассмотри же это в самой природе и рассуди о том, что видишь сегодня: пшеница или другой род семян при случае сеется, зерно, упав в землю, умирает, сгнивает и делается уже негодным в пищу, но сгнившее – восстает зеленеющим, упавшее малым – восстанет прекрасным. Пшеница же сотворена для нас, для нашего употребления, а не для самих себя произошли и пшеница, и другие семена. Неужели же сотворенное для нас оживает после смерти, а мы, для которых все это сотворено, умерев, не восстанем?» (святитель Кирилл Иерусалимский).
«Для Бога нет ничего трудного, и мы должны верить Его обетованию, хотя человеческой немощи и человеческому рассудку кажется это как бы невозможным. Как Бог, взяв прах и землю, сотворил словно какое-то иное естество, именно: естество телесное, не подобное земле, и сотворил многие роды естеств: волосы, кожу, кости и жилы; и каким образом игла, брошенная в огонь, изменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же; так и в Воскресение все члены будут воскрешены, и, по написанному, «волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21: 18), и все сделается световидным, все погрузится и преложится в свет и в огонь, но не расплавится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые (ибо Петр останется Петром, и Павел – Павлом, и Филипп – Филиппом); каждый, исполнившись Духа, пребудет в собственном своем естестве и существе» (преподобный Макарий Египетский).
К сожалению, есть люди, которые в безумии своем не верят Богооткровенным истинам, не доверяют и богомудрым мужам. Таким людям ничего нельзя ни доказать, ни объяснить. «Кто же не верует в Воскресение?» – вопрошает святитель Иоанн Златоуст и сам отвечает: «Люди, идущие оскверненными путями и проводящие нечистую жизнь, как говорит пророк (Пс. 9: 26)»; «Не верить в Воскресение свойственно тому, кто не имеет совершенного понятия о непобедимой и вполне достаточной для всего силе Божией».
Мы припомнили учение Слова Божия и святых отцов о Воскресении мертвых. Однако знать о Воскресении и Суде – этого мало. Надо жить так, чтобы в тот день, в «день Господень» (2 Пет. 3: 10), воскреснуть не для плача, но для вечной радости в Царстве Отца нашего Небесного. Аминь.