5 августа – празднования в честь Почаевской иконы Божией Матери

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 48), – сказала Пречистая Дева Мария Своей родственнице Елисавете после Благовещения. С того момента Она стала Царицей Неба и земли, Матерью всем людям. И уже почти две тысячи лет ублажают Ее все народы, прибегают к Ее материнской помощи, получают просимое, молясь перед великим множеством Ее чудотворных икон. И сегодня мы имеем благодатную возможность молитвами и песнями духовными вновь радостно прославить Царицу Небесную пред Ее Почаевским образом.

Мы слышали сейчас евангельское чтение о том, как Господь Иисус Христос посетил дом Марфы и Марии. Марфа и Мария с радостью приняли в своем доме Божественного Гостя, но эта радость проявилась у них по-разному. Пока Марфа хлопотала о достойном угощении, Мария села у ног Спасителя и слушала, что Он говорит. В какой-то момент Марфа подошла к Спасителю и попросила Его, чтобы Он повелел Марии помочь ей: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 40-42).

Этот отрывок из Евангелия от Луки всегда читается в Богородичные праздники потому, что Матерь Божия соединила в Себе, в Своей жизни Марфу и Марию, соединила в Себе труд и слушание Слова Божия, но соединила правильно, так, как это должно быть.

Мы видим, что Господь не осудил Марфу, не остановил ее в ее домашних хлопотах, но и Марию Он не отправил на кухню. Господь сказал Марфе и Марии, а через них и всем людям, каждому из нас, что труды, физический и духовный, труды ради тела и ради души могут и должны быть в жизни каждого человека, они неразделимы, но в этих трудах надо соблюдать определенную иерархию. Эти труды хоть и необходимы – тело должно жить, и душу надо питать, – но совсем не равноценны, каждый труд должен иметь свою меру.

Главное и единственное в жизни человека в перспективе вечности – это слушание Слова Божия, это духовный труд ради спасения своей бессмертной души.

Труд же для тела важен, но вторичен. Он не должен поглощать всего человека, все его силы, способности, таланты, его душу и тело до самозабвения, до забвения Бога. Такой труд не имеет смысла и не приносит добрых плодов.

И Пречистая Дева Богородица дает всем нам пример, как надо правильно жить и правильно трудиться. Дева Мария была Матерью и заботилась о Своем обручнике старце Иосифе, о Своем Божественном Сыне. Конечно, эта забота, как знает любая мать, связана со многими трудами. Много трудов у матери по созиданию и сохранению нормальной, здоровой семьи. Но эти семейные заботы никогда не заслоняли для Матери Божией единого на потребу – веру, молитву, слушание Слова Божия.

Человек должен трудиться, чтобы кушать: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10). Причем, после грехопадения и изгнания людей из рая этот труд сопряжен со многими скорбями: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3: 17-19). Часто этот труд лишен смысла и радости. Такой труд, труд без Бога, когда человек возлагает все упование только на свои способности, мастерство, образование, силу, на современные технологии, на коллектив, никогда, как мы знаем из истории, да и из своего личного опыта, не приносил и не приносит радости, счастья, полноты бытия, не дает каких-либо серьезных, прочных результатов. Известно из Священного Писания, как однажды люди попытались создать нечто без Бога, только своими силами, но это окончилось плачевно: Вавилонская башня рухнула, задавив своими обломками и самих безбожных строителей, и их безумную идею (см.: Быт. 11: 4-8). Так рушатся личные жизни безбожников, рушатся безбожные семьи, общества и государства. Там, где нет усиленного духовного труда, где нет веры и молитвы, а значит, нет и Бога, там всегда, как результат, – обрушение, катастрофа, смерть.

Только труд физический, сопряженный с деланием духовным, бывает осмысленным, благоплодным, приносит счастье и радость и человеку, и обществам, и государствам. Апостол призывает нас: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фес. 4: 10-12). Из истории Церкви Христовой мы знаем, что угодники Божии всегда трудились – например, апостол Павел, преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский, – и их труд ради тела нес на себе печать благословения Божия, потому что единственным на потребу для них были вера и молитва. Они умели правильно сочетать телесное и духовное, временное и вечное, тленное и бессмертное. В этом – смысл нашей жизни, в этом – наше истинное счастье, в этом – наше спасение. Аминь.