6 августа – память благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

6 августа – память благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Совсем недавно, несколько дней назад, мы праздновали память святого благоверного великого князя Владимира и с благодарностью вспоминали его великое деяние, совершенное им 1030 лет назад, – Крещение Руси. Святой князь Владимир принес на Русь свет евангельской истины, решительно изменившей жизнь наших предков, обратив их от тьмы к свету, к спасению. Православная вера, принесенная на Русь и утвержденная трудами великого князя, преобразила жизнь наших предков, воспитала в них благоговение перед Крестом Христовым, смирение и жертвенность.

Сегодня же мы празднуем память его сыновей, святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба.

Их житие удивительное. Они стали первыми святыми, первыми страстотерпцами Русской Церкви после Крещения Руси. И насколько глубоко и правильно русский народ воспринял христианство, мы видим на их примере.

Страстотерпцы – это те святые, которые приняли мученическую кончину не от гонителей христианства за веру во Христа, но от своих единоверцев по политическим мотивам. Понятие «страстотерпец» – это явление только русской духовной культуры, на Западе его не знают, и это слово не переводится на европейские языки. Это значит, что русские люди приняли и осознали христианство в самой его сути, как религию любви и смирения. Любовь и смирение – это удел сильных, мужественных людей. И такими стали русские в массе своей после Крещения Руси, а в лучших из них это проявилось особенным образом – страстотерпчеством.

Святые князья Борис и Глеб стали первыми страстотерпцами на Руси. Князья совершили великий подвиг, и многие могут спросить: «В чем же тут подвиг? Они не сопротивлялись убийцам, хотя и могли. В чем же подвиг? Может быть, это – слабость, трусость?»

Но Церковь прославила Бориса и Глеба в лике святых страстотерпцев, таким образом, поставив их всем нам в пример. Страстотерпчество – это не отчаяние или тупая покорность року. Они знали, что старший брат Святополк, прозванный народом «Окаянный», узурпировавший Киевский престол, хочет их убить, но ничего не предприняли для того, чтобы защитить себя, чтобы пролить кровь брата и русских людей. У них была дружина, они были умелые и мужественные воины, которые с детства воспитывались в княжеской семье для ратного подвига, и могли бы защитить себя. Но здесь князья поступили в высшей степени по-христиански, в высшей степени мудро. В поступке братьев – проявление евангельской любви, потому что они не захотели поднять руку на своего старшего брата ради достижения земной славы и могущества, встретили смерть от руки злодея без личной злобы к нему. Как сообщает летописец, князь Борис сказал: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца. Если он (Святополк) кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед Господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»». Братья знали, что если они ответят силой, то Русь разорвет междоусобица, и, чтобы спасти свою страну, спасти свой народ, они смиренно, предавая себя воле Божией, приняли мученическую кончину.

Конечно, сам факт невинного убиения не является какой-то заслугой. Но принять невинную смерть сознательно, как христианин – это великий подвиг, потому что таким образом христианин уподобляется Самому Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Который знал, что Ему предстоят страдания и смерть, Который мог низвести на землю «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (Мф. 26: 53), и все Его враги просто исчезли бы с лица земли. Однако Господь идет на вольные страдания и на крестную смерть, потому что только так Бог смог спасти Свое творение. И на Кресте Он молил Отца простить Его распинателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).

Святые князья Борис и Глеб в высшей степени уподобились Христу, стали похожими на Него в отношении как к своей жизни и к смерти, так и к ближним.

Это пример всем нам, как надо нам жить на этой земле, когда со всех сторон нападают злые силы, видимые и невидимые, когда болезни и скорби одолевают. Это все надо научиться принимать со смирением и покорностью воле Божией. И только тогда, претерпевшие все до конца, мы сможем спастись, мы станем победителями. Мы не в силах противостоять всем тем злым ветрам, которые дуют в этом мире. Но сила Божия, говорит нам Священное Писание, совершается в немощи (см.: 2 Кор. 12: 9). Эта немощь понимается в христианстве не как лень, бессилие, расслабленность, а как смирение, как покорность воле Божией. Чем более мы покорны воле Божией, тем более в нас обитает сила Божия. Так мы даем возможность Богу действовать в нас, в нашей жизни, тогда не найдется никого и ничего более сильного и могущественного, чем христианин: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). Христианина могут убить, но ведь жизнь этим маленьким отрезком времени на земле не заканчивается, а продолжается в вечности, и качество той жизни в вечности зависит от того, как мы проживем эти несколько мгновений на земле – подчиняя себя воле Божией или безумно пытаясь строить свою жизнь самостоятельно.

Такая немощь конструктивна, созидательна, но есть, как говорит апостол, и другой вид немощи – «немощь в вере» (см.: Рим. 14: 1), то есть маловерие, духовная расслабленность. Такая немощь заставляет людей цепляться за эту жизнь любыми способами, злобно и коварно бороться за свое существование любыми средствами, даже с оружием в руках, бессовестно отвоевывать место у корыта.

Не тому учит нас Евангелие. Не тому учит нас пример святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Пусть Господь по их молитвам даст нам силы и разумение правильно жить на этой земле, даст нам силы исполнять Его заповеди и стремиться в Царство Божие, а не стремиться жить на этой земле во что бы то ни стало. Аминь.