Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святая Олимпиада родилась в Константинополе во 2-й половине IV века в богатой и знатной семье сенатора. Она рано осиротела, и ее воспитанием занималась Феодосия, сестра святителя Амфилофия Иконийского. Благодаря этой умной и добродетельной женщине Олимпиада росла в атмосфере святости, ибо постоянно общалась со святителями Григорием Богословом, Григорием Нисским и другими знаменитыми церковными деятелями того времени.
Достигнув брачного возраста, Олимпиада была не только красива внешне, но и отличалась мудростью и благочестием. Брак ее не был счастливым, ибо после свадьбы ее муж умер раньше, чем они сочетались как супруги. Став вдовой, сохранившей девство, Олимпиада, имея крепкое стремление к подвигам и благочестию, решила целиком посвятить свою жизнь Господу. Свое огромное состояние она стала тратить на милостыню и благодеяния, на строительство храмов, приютов для странников и больниц. Блаженная Олимпиада расточала средства свои на дела милосердия щедрой рукой. Не было города, ни деревни, ни пустыни, где бы ни пользовались милостями знаменитой Олимпиады. Не сосчитать тех невольников, которым она даровала свободу платой денег господам их.
Святой Златоуст сравнивал милосердие ее с обильной рекой, которая несет воды свои до самых границ земли и обогащает море. Он даже убеждал ее ограничивать щедрость свою, измерять ее не просьбами, а нуждами.
Около храма Святой Софии Олимпиада построила монастырь, куда собрала более 250 монахинь из числа своих родственниц и знатных дам.
При достижении 30-летнего возраста Олимпиада была посвящена в диакониссы святителем Нектарием, архиепископом Константинопольским.
В те времена в обязанности диаконисс входило обучение женщин Закону Божию. Они помогали женщинам при совершении над ними Таинств: при крещении, при причащении, при исповеди, при браке; они наблюдали за благочинием жен в доме молитвы, украшали храмы и смотрели за их чистотой. «С рассветом дня можно видеть: многие старушки и вдовы толпятся около темницы; даже знаменитые из них прислуживают заключенной и всю ночь проводят при ней; приносятся вкусные угощения и читаются священные книги им», – так писал язычник о христианских диакониссах.
Первой в этом служении была сама Олимпиада. Очевидец писал: «Она питала священство, уважала клир, помогала вдовым, кормила сирот, посещала больных, плакала с грешниками, возвращала заблудших на путь добра, многих жен, бывших за язычниками, наставляла в вере и давала им средства к пропитанию». При богатстве своем Олимпиада отказалась от всех удовольствий света и вела жизнь простую. Никогда не вкушала она мяса, не принимала ванн, которые так нужны в жарком климате. Ночные бдения обратились ей в привычку, и время ее посвящалось преимущественно молитве.
Когда на Константинопольскую кафедру взошел святитель Иоанн Златоуст, он стал духовным отцом святой подвижницы, поддерживая ее во всех делах.
Эта поддержка богомудрого святителя особенно нужна была Олимпиаде, когда для нее наступили лихие годы.
Враг рода человеческого, будучи не в силах видеть свет Христов, сияющий в Олимпиаде на благо многих душ, нашел себе подельников среди людей и внушил им оклеветать святую. Ее ложно обвинили в организации пожара в храме Святой Софии и сослали в город Никомѝдию, где она и отошла в лучшую жизнь.
Во время пребывания святой Олимпиады в ссылке святитель Иоанн Златоуст, сам находясь в ссылке, поддерживал ее своими посланиями, чтобы излечить рану ее уныния и рассеять мысли, собирающие облако скорби. Благодаря этой поддержке Олимпиада и в изгнании нашла в себе силы возрастать в терпении и кротости.
Святой Златоуст писал ей: «Перестань плакать, перестань мучить себя печалью; не смотри на эти несчастья, которые идут к тебе непрестанно, идут одно за другим без промежутка; помышляй о свободе, которая так близка, близка; помышляй о неизреченных наградах, которые принесут тебе твои несчастья… Что значит быть выброшенным из отечества, быть переводимым с места на место, быть пленником, везде быть гонимым, жить в ссылке, влачиться по судам, получать оскорбления от людей, получавших тысячи благодеяний, подвергаться мучениям и от рабов и от свободных, – что все это значит, когда за все это награда – целое Небо»; «Как славна добродетель, презирающая все перевороты настоящей жизни! Через старающихся унизить ее она делает подвижников своих сильнее, выше, непобедимее… Вот чем, боголюбезнейшая госпожа моя, должна ты веселить себя и тех, которые вместе с тобой борются в нынешней славной борьбе! Вот чем одобряй мысли и дух всех девственниц, настраивая свою дружину».
В этой жизни страшно только одно – это грех. Все остальное, что приключается в жизни человека, – ненависть, зависть, козни, коварство, ложные доносы и обвинения – временно и скоропреходяще, касается только смертного тела и нисколько не вредит христианской душе. Поэтому апостол Павел, желая показать ничтожество радостей и печалей, приключающихся в настоящей жизни, пишет, что «видимое временно» (2 Кор. 4: 18). Уподобляя бранные речи, оскорбления, укоризны, насмешки со стороны врагов и злые замыслы ветхой одежде и изъеденной молью шерсти, пророк Исаия говорит: «Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь», потому что состарятся как одежда, и будут изъедены, как шерсть молью (см.: Ис. 51: 7-8).
Христианина не должно смущать ничто из того, что происходит. Не надо звать на помощь людей, потому что это есть погоня за тенями, но надо непрестанно призывать Господа Иисуса Христа, потому что «живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14: 8); потому что «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17: 28). Только Он может прекратить наши бедствия, утешить в скорбях в один миг.
Особенность страданий заключается в том, что они могут раздавить, уничтожить человека, а могут и возвысить, облагородить, очистить, сделать сильным и мужественным.
Когда человек не смущается и не пугается страданий, но всецело полагается на Бога и только у Него ищет поддержки, никакие силы зла не смогут повредить ему, только сделают его выше несчастий, выше стрел диавола.
Скорбят и постоянно жалуются только злые люди. Страдания повергают их в уныние, которое, как моль, поедает не только тело, но и разум, разрушает душу, жжет непрерывно сильнее всякого пламени.
Помолимся святой Олимпиаде и ее духовному наставнику святителю Иоанну Златоусту, чтобы они помолились за нас у Престола нашего Спасителя, да дарует Он нам крепкую веру, силы и мудрость правильно относиться к нашим скорбям, чтобы они стали для нас источником духовной радости здесь, на земле, и ввели в Царство Небесное. Аминь.