9 августа – память великомученика и целителя Пантелеимона

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы празднуем сегодня память великомученика и целителя Пантелеимона. От рождения он носил имя Пантолеон, что значит «по всему лев». Это имя отражало его могучую сильную натуру.

Имя человека – это не просто набор знаков, делающих его узнаваемым среди прочих людей. Имя – это определение человеческой личности, призванной Создателем к служению на земле. Из Священного Писания известно, что Бог, посылая человека с ответственной миссией к людям, давал ему новое имя, и в этом имени раскрывался характер, суть миссии.

Во святом Крещении Пантолеон получил имя Пантелеимон, что значит «во всем милостивый». Став христианином, Пантелеимон не перестал оказывать врачебную помощь всем нуждающимся, исцеляя людей не столько лекарствами, сколько призыванием имени Христова. И до сих пор оказывает милость тем, кто с верой просит его о помощи.

Светом Христовой истины просветил Пантолеона святой пресвитер Ермолай Никомедийский, промыслом Божиим уцелевший после сожжения 20 тысяч христиан в Никомидийской церкви. Господь сохранил до времени Ермолая, чтобы он духовно родил нового великомученика. Сам же Ермолай, вскоре после мученической кончины своего духовного чада Пантелеимона, тоже пополнил сонм священномучеников – ему отсекли голову, как и святому Пантелеимону.

Когда при императорском дворе узнали, что Пантелеимон стал христианином, его подвергли страшным мучениям и, не добившись отречения от Христа, обезглавили. Христиане, бывшие свидетелями этих мучений и смерти, с благоговением собрали кровь и останки великомученика и сохранили их, благодаря чему мы сейчас имеем счастливую возможность молиться перед этими святыми останками и честной кровью и прикасаться к ним, источающим всем верным Божественную благодать.

В городке Равелло на южном побережье Италии, в древнем кафедральном соборе во имя великомученика Пантелеимона, построенном в 1086 году, хранится стеклянный сосуд с кровью святого.

Стоя перед этим священным сосудом, особенно сильно задумываешься о той вере, которая дает человеку такие нечеловеческие силы стать мучеником, т.е. свидетелем о Христе Спасителе. Пантолеон был знатным, богатым, прекрасно образованным, красивым юношей, у него была блестящая карьерная перспектива, перед ним были открыты все дороги этого мира, и все это, став христианином, Пантелеимон отверг. Он предпочел страдания и смерть ради Христа всем выгодам этого мира. Вера, которую он обрел благодаря пресвитеру Ермолаю, дала ему способность по-другому, по-настоящему посмотреть на этот мир, на его красоты, удовольствия и выгоды. Он увидел, что нет ничего в этом мире, ради чего стоило бы жить без Бога. Эта вера дала ему возможность увидеть всю призрачность, всю пустоту, всю бессмысленность жизни без Бога. Эта же вера дала святому Пантелеимону несокрушимую силу мученичеством и смертью свидетельствовать о Христе Воскресшем. Святой Пантелеимон обрел Бога и для него Бог стал единственной ценностью. Он стал жить ради Христа и умер ради Христа: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1: 21), поэтому «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1: 23), «если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6: 8).

Так изменяет вера – эта «победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5: 4), – жизнь человека, его взгляд на окружающий мир. Отвергнув мир и все, что в мире, и желая жить только со Христом и во Христе, человек обретает возможность адекватно посмотреть на этот мир и оценить его реально. Только живя со Христом, отвергнутый мир возвращается к нам, имея настоящую ценность и истинный смысл, мы становимся способными по-настоящему радоваться жизни и окружающему миру: радоваться звездному небу и восходу солнца, красотам снежных гор и цветущих лугов, пению птиц, каждому кусочку хлеба и стакану воды, которые пока еще у нас есть, – радоваться и благодарить Бога за все, что Он нам дает. Победоносная вера наша православная так меняет человека, что вся его жизнь, до самой последней мелочи, становится свидетельством – а значит мученичеством! – о Христе Спасителе.

Помолимся Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, чтобы Он дал нам силы, чтобы все дела наши свидетельствовали о нашей святой православной вере, чтобы наши знакомые, наши соседи, глядя на нас, на нашу жизнь и дела, сказали: «Велик Бог христианский!», как кричали это очевидцы мучений прославляемого ныне великомученика Пантелеимона. Аминь.