10 августа – память преподобного Павла Ксиропотамского

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Гора Афон – земной Удел Пресвятой Богородицы, тысячелетнее монашеское царство – дала миру многих великих подвижников, осветивших всю вселенную духовным светом, среди которых и празднуемый ныне нами преподобный Павел Ксиропотамский.

Прокопий, так звали будущего афонского подвижника, был сыном императора Михаила Куропалата. Весь Константинополь – во дворце, на площадях и улицах – восхвалял Прокопия за его смирение, образованность, целомудрие, милосердие. Конечно, люди совершенно справедливо восхваляли Прокопия, но в этом была и большая опасность для него, опасность утратить смирение и впасть в самопревозношение и гордыню. Эту опасность хорошо чувствовал мудрый Прокопий и решил удалиться в монастырь, поменять царственную порфиру на скромное одеяние монаха. Прокопий направил свои стопы на Святую Афонскую Гору.

Обойдя и обозрев все святые обители Афона, Прокопий остановился в монастыре Ксиропотам, основанном в V веке греческой царевной Пульхерией. Незадолго до прихода Прокопия монастырь этот был разграблен и разрушен пиратами. На руинах монастыря Прокопий и поставил себе келейку, отдавшись всецело молитвенным подвигам.

Прокопий покинул царственный город и ушел в монастырь не потому, что его жизни что-то угрожало – он пребывал в полном довольстве и славе – но потому, что в этом довольстве была угроза его благочестию, и ради сохранения своей души он удалился в пустыню, чтобы провести жизнь в непрестанной молитве.

Через некоторое время он принял монашеский постриг с именем Павел. «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5: 14). Слава о высокой его жизни пронеслась по всей Святой Горе и была для многих побуждением и назидательным образцом подражания. Подвижника все стали именовать Павел Ксиропотамский.

Промыслом Божиим Павлу суждено было стать восстановителем монастыря Ксиропотам. Чтобы получить необходимые для этого средства, блаженный Павел обратился к своим державным родственникам. Правивший тогда император Роман с радостью наделил старца деньгами из собственной сокровищницы, вручив ему и бесценный и Божественный дар – большую часть Животворящего Древа Креста Господня с дырой от гвоздя, которым было прибито Честное Тело Спасителя мира.

После возобновления обители собралось к Павлу множество монахов, чтобы под мудрым и опытным руководством его проходить крестный путь жизни, достойную иноческого их назначения. Организовав жизнь в обители, Павел Ксиропотамский в поисках большего уединения отправился к подножию вершины Афона и основал там келью, посвященную великомученику Георгию. Вскоре на месте кельи появился монастырь святого Павла.

Прожив равноангельскую жизнь, святой Павел предал свою душу Богу, к Которому его душа всегда стремилась. Господь заблаговременно известил подвижника о дне и часе его кончины.

За два дня до кончины созвал он братство ксиропотамской и новой своей обители и дал им такую заповедь: «Дети! Еще два дня – и меня не будет между вами. Вы знаете и видели, как я жил в этом святом месте, как от юности моей хранил заповеди отцов моих: умоляю и вас твердо хранить их, возлюбленные!

В юности моей, когда усиливалась ересь иконоборства, я так ратовал против нее, защищая православие, что из любви ко Христу готов был пролить кровь мою до последней капли. Обличение и уничтожение этой богоненавистной ереси на основании преданий и свидетельств святых отцов, которые я излагал и письменно, и устно, стоили мне многих палочных побоев».

Потом на лице его заиграл Божественный свет, так что окружавшая его братия, будучи поражена такой славой лица его, преклонилась ниц. Вслед за тем он сел и в последний раз произнес свою любимую молитву: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!»

Защищая иконы, божественный Павел знал, что делал. Он отстаивал догмат Боговоплощения, без которого нет христианства, а значит нет духовной жизни.

Заповедь хранить православное учение, предание и свидетельства святых отцов касается и каждого христианина, каждого из нас. Но надо хорошо знать, что защищаешь, чем и ради чего живешь.

Знание своей веры крайне необходимо каждому христианину. Лжет тот, кто говорит, что можно быть благочестивым, что можно спастись, ничего не зная, не изучая Священного Писания, не читая творения святых отцов и учителей церкви и жития подвижников благочестия. Такие лже-благочестивые невежды находятся на пути погибели, потому что из-за своего незнания теряют правильный путь к Богу и становятся на кривые грязные дорожки всяких предрассудков, бабьих басен, которые приводят этих несчастных в самые глубины ада. Святитель Феофан Затворник говорит, что знание веры есть дело самонужнейшее, поэтому и ревность о нем должна быть самая первая. Кто иначе делает, тот морит дух голодом, лишает его нужнейших потребностей. Кто сознательно это делает, тот находится в опасности, ибо такой сон разума – признак смерти.

Чтобы правильно, по-христиански жить, надо твердо знать и понимать Священное Писание, православное догматическое учение, историю Церкви, творения и жития святых отцов. Имея эти знания, христианин будет иметь здравые представления о Боге, о мире, о человеке, о взаимном их отношении. Только тогда можно жить правильно, жить во Христе.

Христианин, не желающий ничего знать, не знающий, что значит жить с Богом, легко превращается в потребителя, требующего от Бога разных благодеяний, становится клоуном, жалкой пародией на христианина, сводя святую веру во Христа Спасителя в набор обрядовых предрассудков, смешных глупостей.

А между тем апостол Павел прямо говорит нам: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4: 16); «негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4: 7), «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4: 14).

Наша вера православная «дарована Богом всем людям, всем народам, всем поколениям. Но не смогут принять ее нечистые, пока не покаются и не очистятся от неправды, гордости и жестокости. Как могут принять ее те, в ком поврежден образ Божий, в чьих душах порваны Небесные струны и не откликаются эхом на глас Небесный? Когда Царь Небесный полностью отдернет завесу тайны и явится в окружении Ангелов, чтобы судить мир, тяжко будет, о, как тяжко будет тогда упорствующим безбожникам! А душам чистым и девственным – блаженно и радостно! Тысячекратно блаженны будут благовременно очистившиеся от скверны и принявшие веру Божию и сохранившие ее в себе – миро Небесное в чистых сердцах и душах праведных. Не постыдятся они на Небесах от лица Пречистой Девы Богородицы, а от Сына Ее приимут благословение и жизнь вечную.

Это ваша вера, христоносцы, вера чистых и девственных предков ваших. Пусть станет она верой детей ваших, из рода в род, до конца. Вера непостыдная, православная, вера света, истины и утешения. Вера самых великих, самых лучших, самых достойных в роде вашем и во всяком роде, из рода в род. Воистину, это вера подлинно образованных людей, тех, которые несут образ Божий в себе. В день Суда Божия будут они названы благословенными» (святитель Николай Сербский).

Христианин, знающий православное вероучение, живущий согласно вере, приобретает духовный опыт и еще более убеждается в правильности и необходимости православной веры. Он всегда сможет «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15). Такого христианина диавол не сумеет поймать в свои сети. Никто не сможет такого христианина обмануть и своротить с истинного, спасительного пути, ведущего в Царство Небесное, к Богу.

Будем учиться на земле тому, что приведет нас на Небо! Аминь.