Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, когда земля Казахстанская молитвенно прославляет память святых преподобномучеников Алма-Атинских Серафима и Феогноста, мы мысленно возвращаемся в кровавые десятилетия ХХ века, когда люди получили возможность построить царство всеобщего счастья, равенства и братства. Убийцы преподобных Серафима и Феогноста вознамерились построить счастливое общество, но в этом обществе не было места Богу. И Бог дал им такую возможность. Господь, даровав свободу человеку, никогда не ограничивает эту свободу. Господь отступил от этих строителей земного счастья и оставил их своей воле, своим силам, своему разуму, предоставил им возможность действовать.
Мы видим, что все задумки безбожников с шумом провалились. Еще одна, очередная, попытка построить безбожное счастливое общество на земле, найти счастье здесь, устроить себе рай на земле, закончилась катастрофой – личной катастрофой этих горе-строителей и крушением великой страны. Они не там и не так искали счастья.
Господь ясно говорит людям, что они без Него ни на что не способны: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Человек без Бога не способен ни на что действительно доброе, хорошее, не может быть творцом. Он может быть только разрушителем. Но люди сами захотели быть творцами своего счастья. И непереносимо им было обличительное Слово Божие. Но не могли они своими жалкими идейками конкурировать со Словом Божиим, а раз не могли, значит, надо было уничтожить, убить носителей Слова Божия.
Именно поэтому, первыми, кто подвергся гонениям и уничтожению со стороны безбожных строителей счастья на земле, была Православная Церковь, было духовенство, верующие, все те, кто всей своей жизнью нес проповедь о Христе Воскресшем, о Царстве Небесном. В ряды сотен тысяч зверски замученных и расстрелянных православных священнослужителей, монашествующих и мирян встали и преподобные Серафим и Феогност, совершавшие свое служение Богу близ Алма-Аты, в горах Заилийского Алатау.
И несмотря на то, что они были безжалостно расстреляны, они обрели истинное счастье, то блаженство, которое обещает Господь Своим верным чадам: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 10-12).
«В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия» (Прем. 3: 2-4).
Преподобные мученики Серафим и Феогност являются для всех нас примером, примером веры в Бога и преданности Ему – это то, что требуется от любого настоящего христианина. Эту веру и преданность они явили в полной мере, даже до мученической смерти.
Сейчас, конечно, нас никто за веру не убивает. Но, может быть, нас подстерегают соблазны еще более страшные, чем те, что были в годы большевистских репрессий. Там все было ясно и понятно. Был враг открытый, явный. И у христиан была возможность как-то собраться и сосредоточиться, чтобы противостоять этому врагу.
Сейчас враг не очевиден. Сейчас под разными красивыми фантиками человеку пытаются навязать совершенно безбожные, антихристианские устои жизни: успешность, обладание, внешняя красота, снижение нравственных принципов до минимума или вообще отказ от всякой нравственности.
Чтобы не попасться на это лукавство, люди должны быть очень внимательными и осторожными, всегда на помощь должны призывать Бога. Сами люди не способны правильно видеть ни себя, ни окружающую жизнь. Грех застилает людям духовное зрение. Грех делает людей духовно слепыми, «так что они своими глазами смотрят, и не видят» (Мк. 4: 12).
Но преданность Богу всецелая, без остатка, позволяет всем нам, как это было у преподобных Серафима и Феогноста, идти по этому жизненному пути, видя и преодолевая с Божией помощью все препятствия и бесовские ловушки.
В нашей жизни не должно быть чудовищной, уродливой греховной раздвоенности, когда человек бывает христианином по временам: в храме он один, а за стенами храма – совершенно другой, такой, как все. И по его жизни совершенно не видно, что он христианин. Такого быть не должно. Вся наша жизнь, всегда и везде, должна быть жизнью во Христе. Вся наша жизнь должна быть полностью и без остатка посвящена, пожертвована Богу.
Господь видит даже малейшие наши усилия и поддерживает нас, помогая преодолевать в себе грех и учиться добродетели. Только так мы сможем быть настоящими людьми. Только так мы сможем исполнить то предназначение, ради которого Бог призвал нас из небытия в эту жизнь. Только так мы обретем мир, спокойствие и счастье уже здесь, на земле, и в полной мере обретем блаженство с Богом на Небе.
Преподобномученики Алма-Атинские Серафим и Феогност не только пример для нас, но и наша духовная и молитвенная поддержка на жизненном пути, в нашем духовном делании. Они поддерживают нас и молятся за нас у Престола Божия, чтобы Господь нам дал силы, мужество, духовное вѝдение нашей жизни, чтобы мы не свернули с того единственного пути, который приведет нас в Царство Небесное, с того пути, на котором обретается истинное счастье.
Благословение Божие и покров Царицы Небесной по молитвам преподобномучеников Алма-Атинских Серафима и Феогноста да пребывают со всеми нами. Аминь.