16 августа – память святого Раждена Перса, первомученика Грузинского

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно поздравляю всех с днем памяти святого Раждéна, первомученика Грузинской Церкви, и желаю всем радоваться о Господе!

Во второй половине V века Персия сосредоточила свои силы на борьбе с христианством в Закавказье. Огнепоклонники не могли смириться с тем, что грузинские правители и народ обратились ко Христу. Ареной этой борьбы, подобной арене римского Колизея, по которой три столетия текла мученическая кровь, стала Грузия. Пламя войны охватило всю страну. Днем не было видно солнца из-за дыма от горящих городов и сел, который нависал над землей, как грозовые тучи, и стелился по долинам, как черный туман. По ночам небосвод освещали вспышки багрового, как кровь, зарева пожарищ. Персия вела войну не только против живых, но и против мертвых. Персы оскверняли кладбища, выбрасывали трупы христиан на съедение псам и стервятникам. По словам летописца, женщины были предаваемы бесстыдному поруганию, а мужчины – страшным пыткам и мучениям. Несмотря на это, христиане оставались твердыми в вере и, надеясь на помощь Божию, давали отпор врагам.

В те грозные времена ближайшим соратником святого благоверного царя Вахтанга I Горгасали был перс Ражден. Ражден по воспитанию был язычником, поклонником Ахурамазды, верховного бога зороастрийского пантеона, и происходил из знатного персидского рода Сасанидов. Он являлся наставником персидской принцессы Балендухты, вышедшей замуж за грузинского царя Вахтанга. Вместе с ней Ражден переселился в Грузию. Из уважения к его высокому происхождению царь осыпал воспитателя жены милостями и сделал своим советником. Простого и добродушного иноземца вскоре полюбили все придворные и народ.

Когда он узнал христианство, то принял святое Крещение.

Началась новая, настоящая жизнь. Сердце Раждена загорелось невыразимой любовью ко Христу. Он старался постичь Премудрость Божию, много беседовал с пастырями Церкви и особенно любил слушать рассказы о подвигах христианских мучеников. Желание соединиться со Христом неодолимо влекло его пострадать за Спасителя.

Ражден принял начальство над войском в столице и в близлежащих крепостях. Четыре месяца он вел упорную борьбу с врагами христианства и отогнал их от столицы. Персы решили отомстить, захватив ревностного предводителя живым. Однажды во время сражения Ражден был вероломно предан теми, кто завидовал его высокому положению. Пленника немедленно доставили прямо к персидскому правителю Фирузу. Шах решил заставить его поклониться солнцу и огню не пытками, а льстивыми обещаниями, на что мученик мужественно ответил: «Да будет тебе известно, шах, что я не отвергнусь Господа моего Иисуса Христа, Который создал меня, и не поклонюсь богам твоим. Обещанные мне сокровища и слава да будут с тобой, они мне не нужны и не потребны, и я из-за них не оставлю Бога моего, Который призвал меня к Свету Сына Своего, и не променяю вечную, обещанную нам Христом, жизнь на жизнь временную и скоропреходящую».

Как сказал историк, Ражден, понимая, что его ожидает, избрал участь мертвого льва, а не живого пса.

Тогда шах приказал пытать его. Огнепоклонники били Раждена по лицу, рвали волосы, выбили молотом зубы, влачили по земле, так что тело его превратилось в сплошную рану. Но никакие пытки не исторгли из уст пленника стона или мольбы о пощаде. Он был похож на утес во время бури, на который обрушиваются волны, но, разбившись о камни в брызги и пену, снова откатываются назад. Шах понимал, что он проигрывает бой с безоружным и истекающим кровью узником.

Мученика заточили в смрадную темницу. Ночью ему явился Сам Спаситель и исцелил все раны. Пораженные персы решили тогда, что настало время исполнить приказ шаха – распять мученика на кресте.

Увидев орудие казни, святой страдалец воскликнул: «Радуйся, Животворящее Древо, которым умерщвлен был древний змий и к которому пригвождены были и мои грехи. И я чрез тебя взойду к Господу моему Иисусу Христу, Который будет мне помощью и даст силу до конца испить приготовленную мне чашу. Ибо я свидетельствовал истину пред врагами Его и подобно Ему буду пригвожден на тебе».

Святого мученика раздели и пригвоздили ко кресту. Желая увеличить его страдания, персы выпросили у правителя стрелков. Пронзенный ядовитыми стрелами, подобно мученику Севастиану, святой Ражден скончался на кресте.

С радостью святой Ражден взошел на крест, с которого его душа вознеслась к Богу, давшему Своему верному рабу венец жизни, как и было обещано: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10).

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1: 12).

«Светило веры» – так переводится с грузинского имя первомученика Раждена. Пример его жизни и мученической кончины освещает нашу жизнь. При свете веры этого святого мученика яснее видны нам цель и смысл нашей жизни, все происходящее становится источником радости, даже те скорби, неприятности, несправедливости, которыми полна жизнь каждого христианина.

Слава Богу, что сейчас нам не надо доказывать свою верность Христу таким страшным образом, но, тем не менее, ежедневно наша вера, наши нравственные установки подвергаются различным испытаниям.

«В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь» (Ин. 16: 33), – сказал каждому из нас наш Господь и Спаситель. Каждый из нас призван к подвигу, к подвигу веры, к подвигу терпения, потому что без подвига нельзя получить венцов ни от людей, ни от Бога.

Постоянно мы подвергаемся искушениям, попыткам склонить нас к чему-либо порочному, греховному со стороны злой воли диавола или людей, или обстоятельствами, событиями, предметами, со стороны всего того, что подвергает испытанию нашу веру и правила христианской нравственности. Однако сами по себе все эти многоразличные искушения не несут в себе зла, они нравственно нейтральны. Все зависит от того, как человек к ним относится. Для одних все внешние бедствия, духовные соблазны становятся проблемой, поводом для нравственного падения, для греха, для отступления от Бога, для других же они не являются искушениями. Более того, их встречают и принимают не только без малодушия, ропота, уныния, но с радостью. Проявляя такое терпение, такое постоянство в добродетели, христиане еще более укрепляются в добродетели и достигают цели своей жизни в полной мере.

Конечно, терпеливое и благодушное перенесение всех жизненных испытаний есть дело нелегкое для выполнения. Для обыкновенного человеческого разумения непонятно, как со всем этим справиться и, вообще, зачем все это нужно. Только человек, обладающий мудростью, истинной мудростью, сходящей свыше, от Бога, получает возможность правильно разуметь предметы Божественные и человеческие, имеет силы и видит средства все преодолеть с радостью. Такая мудрость не дается ни положением, ни воспитанием, ни образованием, но является даром Божиим.

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1: 5-7).

Господь всегда готов сразу исполнить нашу просьбу о даровании мудрости или о каком-либо другом даре, но с нашей стороны необходима вера, вера твердая, безусловная, без тени сомнений или колебаний. Сомневающемуся и не стоит просить – такой ничего не получит. Сомнения и колебания гибельны для человека, потому что делают его двоедушным, лицемерным, ненадежным. Его не любят в обществе, тем более он лишается благоволения Божия. «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62). Только человек несомневающийся, цельный, решительный, каким был святой мученик Ражден, получит от Бога мудрость все преодолеть в этой жизни с радостью, исполнить свое предназначение на земле и получить венец жизни на Небе, потому что, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, только «претерпевшийдо конца спасется» (Мф. 24: 13). Аминь.