11 сентября – усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Царь Ирод, услышав об Иисусе, ибо имя Его стало гласно, говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мк. 6: 14).

Совесть любого злодея никогда не дает ему покоя и при любом удобном случае напоминает ему о его злодеянии. И как только Ирод услышал о появлении Чудотворца, сразу решил, что это воскрес из мертвых Иоанн Креститель.

Что послужило причиной таких волнений Ирода?

Он убил Иоанна Крестителя. Об этом преступлении повествует сегодняшнее Евангелие (см.: Мк. 6: 14-30).

Ирод незаконно сожительствовал с женой своего родного брата, хотя брат был еще жив. Это было очевидным нарушением закона Божия – «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» (Лев. 18: 16; еще см.: Лев. 20: 21) – и служило соблазном для подданных. Кроме того, они находились в запрещенных для брака степенях родства: Иродиада приходилась племянницей Ироду – была дочерью его сводного брата Аристовула. Да и законная жена Ирода была жива. Она сбежала от Ирода, узнав о его желании жениться на Иродиаде.

Великий Пророк не мог равнодушно смотреть на это преступное, кровосмесительное сожительство и на развращение народа – и громко обличал нечестивого царя: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6: 18). Однако эти слова Пророка не вызвали в сердце злодея, попавшего в плен женщине, покаяния. Зато развратная и честолюбивая Иродиада задумала убить Пророка, но сразу не смогла. Ирод все-таки боялся Иоанна, берег его и даже с удовольствием слушал его.

Так любят слушать проповедников, которые укоряют других, которые, как говорится, «режут до костей» других.

Великий Пророк говорил правду фарисеям и саддукеям, обличая их лицемерие, говорил правду мытарям, сборщикам податей в пользу Рима, и римским солдатам, обижавшим народ иудейский. Когда же обличения Пророка стали адресовываться Ироду лично, он не смог долго терпеть этого и заключил Иоанна в темницу.

А затаившаяся Иродиада ждала…

И удобный случай для убийства представился.

Во время пира по случаю дня рождения Ирода дочь его сожительницы станцевала, и у царя помутился от сладострастия рассудок. Он поклялся танцовщице: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства» (Мк. 6: 22-23).

Та пошла за советом к своей матери. Одурманенной жаждой мщения Иродиаде не нужны были сокровища мира, не вызывали аппетита всякие обильные яства на пиршественном столе – она жаждала крови, «головы Иоанна Крестителя» (Мк. 6: 24).

Совершив глупость – пообещав с клятвой танцовщице исполнение ее желания, – Ирод совершил ужасное преступление: отсек голову величайшему праведнику. Голова Пророка, громко и смело возвещавшая истину, стала игрушкой распутной женщины…

Так мир, во зле лежащий, всегда поступает с праведниками, верными служителями Божиими. Так было во все времена: и в ветхозаветные, и в новозаветные. Правда Божия всегда мешает злодеям, жалким грешникам, одурманенным различными страстями. Ироды и иродиады всегда требуют голов праведников.

Святой Иоанн Кронштадтский говорит: «Всегда злые, развратные люди ненавидели праведных и гнали, и будут ненавидеть и гнать. Ненавидел Каин праведного брата своего Авеля, гнал его за благочестие и наконец убил его; ненавидел зверонравный Исав кроткого брата своего Иакова и гнал его, грозя убить его; ненавидели неправедные дети патриарха Иакова брата своего, праведного Иосифа, и продали его тайно в Египет, чтобы не был у них бельмом на глазу; ненавидел нечестивый Саул кроткого Давида и до смерти своей гнал, посягая на его жизнь; ненавидели пророков Божиих, обличавших беззаконную жизнь, и одних из них били, других убивали, третьих камнями побивали, и, наконец, гнали и убили Величайшего Праведника, Исполнение законов и пророков, Солнце правды – Господа нашего Иисуса Христа».

Господь предупредил Своих последователей: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20). И апостол Павел говорит: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3: 12).

Преследовали, жесточайшим образом мучили и убивали многих христианских праведников: святителей Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Поликарпа Смирнского, Софрония Иерусалимского, преподобного Иоанна Дамаскина и многих других.

Когда на преподобного Максима Исповедника не подействовали ни угрозы, ни уговоры отречься от правды, его просили, чтобы он хотя бы просто молчал. Святой Исповедник ответил, что молчать об истине значит отвергать ее. Господь велит не одним сердцем веровать, но и исповедовать Его устами: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 32-33).

Каждый христианин – носитель правды Божией, свидетель истины. Однако очень часто христиане, видя явное беззаконие, явное попрание правды Божией, молчат. И действительно, зачем нарываться на неприятности? Можно пострадать. Однако эти страдания будут бессмысленными, не принесут мученического венца.

И правильно делают, что молчат.

Как мы видим, настоящему христианину, праведнику любовь к Богу, надежда на Его помощь, постоянство и твердость в добродетели, ревность Божия (см.: 2 Кор. 11: 2) дают мужество говорить правду, силу терпеливо, безропотно переносить гонения, мучения и бесстрашно принимать смерть за Христа и Его правду. Праведник всегда праведник, а не тогда только, когда это безопасно или почему-либо выгодно.

Если же у человека нет победоносной веры евангельской, нет жизни, достойной благовествования Христова (см.: Флп. 1: 27), нет желания «разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1: 23), то лучше помалкивать, потому что любые, даже самые правильные слова из нечистых уст такого человека будут ложью. Такой человек, не имея духовного опыта и Божественной благодатной поддержки, своей неопытностью, недомыслием, ревностью не по разуму, не только не окажет духовной поддержки и помощи другим, но и причинит вред себе и другим.

Надо пока помалкивать в адрес других и научиться слушать и слышать, что говорит тебе Сам Бог через Евангелие, чему учит тебя Святая Церковь примерами святых подвижников, в чем обличает тебя твоя собственная совесть.

Только тогда, научившись слышать Божественную истину и получив Божественные силы жить согласно этой истине, приобретя духовный опыт и духовное вѝдение, христианин сможет стать дерзновенным проповедником истины, таким, как великий Пророк и Креститель Господень Иоанн, сможет стать устами Божиими и своим чистым «глаголом жечь сердца людей». Аминь.