Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сердечно поздравляю всех с Новым годом!
Начало этого праздника связано с прямым повелением Божиим: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой… никакой работы не работайте и приносите жертву Господу. Никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших» (Лев. 23: 23-25, 31).
Традицию праздновать начало Нового года 1 сентября приняла Византия. На Святой Руси Новый год отмечали 1 марта до 1363 года, потом 1 сентября – до императора Петра I, который своим указам перенес празднование гражданского Нового года на 1 января. Последний раз Новый год отметили на Руси 1 сентября в 1699 году. Церковное Новолетие до сих пор мы празднуем 1 сентября.
В этот первый день Нового лета благости Господней весьма благовременно задуматься нам о нашей жизни и об Источнике нашей жизни – Боге.
Святитель Филарет Московский говорит: «Человек живет непрерывными благодеяниями Божиими: он весь составлен из даров и благодеяний Божиих; он погружен в благодеяниях Божиих, как в бездне.
Бытие и жизнь человека, в своем начале, есть свободное даяние Творца, – дар, которого никто не мог у Него вынудить, никто не имел права истребовать; следственно, и продолжение бытия и жизни есть непрерывное продолжение того же даяния Божия. Жизнь временная есть ежеминутное благодеяние Божие. Бессмертие человека есть бессмертное, бесконечное благодеяние Божие».
Если внимательно посмотрим на себя, то увидим, что душа – основание нашей жизни, тело наше – жилище души, ум, сердце, чувства – все есть дело рук Божие, все есть дар Божий. Ничего из этого человек сам себе приобрести или сотворить не в силах.
Если внимательно посмотрим на окружающий нас мир, то увидим, что светила небесные, земля, вода, воздух, радующие нас красотой и благоуханием, дающие нам жилище, пищу, лекарства, есть устроение Божие, Божия собственность, данные нам на пользу. Ничего подобного сам человек себе придумать и создать не может. Даже земледелец и любой другой трудник прилагают лишь малые со своей стороны усилия, а все делает Бог, все остальное в Его воле.
Если общества пчел и муравьев так премудро и целесообразно организованы не этими насекомыми, а Богом, то тем более общества человеческие созданы не волевыми усилиями людей, как несправедливо могут подумать некоторые, а Премудрым Богом и находятся под Его Верховным правлением. Это касается не только государств и обществ, но и семей человеческих. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126: 1). Сам человек может только разрушать.
Если столь велики благодеяния Божии, касающиеся физической и гражданской жизни человека, то тем более важны, неисчислимы и неописуемы благодеяния Божии, касающиеся духовной, вечной жизни человека. Своим Пришествием на землю и Воплощением Господь даровал «грешнику – непорочность, осужденному – прощение, погибшему – спасение и блаженство. …Творец Сам приходит на помощь твари, служит ей, предает ей Самого Себя; Сын Божий не щадится, но за нас всех предается; Плоть и Кровь Богочеловека предлагается, как пища и питие, как врачевство, как источник жизни: сердце Божие отверзается; любовь Божия изливается в сердца наши; Дух Святой подается; обители многие на Небесах земнородным отверзаются, и в сердце человека обитель Божия сотворяется» (святитель Филарет Московский). Сам человек способен жить только в духовной нечистоте, способен пребывать в аду раздраженной совести и не способен очистить сам себя и вернуться в рай мирной совести.
Если эти и многие другие благодеяния, которых и перечислить невозможно, имеем мы от Бога, то сколь сильно мы должны быть благодарны Ему за все. Если даже бессловесные отвечают человеку послушанием и смирением за его заботу – «вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего» (Ис. 1: 3), – то тем более человек разумный должен быть благодарен Богу, и благодарность эта, как говорит богомудрый Московский святитель, должна быть «истинная, как истинны благодеяния Божии, деятельная, как деятельно благотворит нам Бог». И апостол умоляет нас быть верными благодати Божией в сердцах наших, действительно быть достойными благодеяний Его, «чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6: 1).
Если Господь простирает нам руку помощи в земных благах, дарует нам изобилие плодов земных, то и мы должны протянуть благодарную руку помощи и поддержки нуждающимся близким.
Если мы живем в этом государстве в мире и благоденствии, то должны благодарить Бога – Царя царствующих и Господа господствующих за это, быть достойными гражданами своего земного отечества и усердно молиться: «Помяни, Господи, богохранимую страну нашу и верныя люди ея, даруй нам глубокий и неотъемлемый мир, возглаголи в сердцах всех, иже во власти суть, благая о Церкви Твоея и всех людех Твоих, да в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Помяни, Господи, всякое начало и власть, и иже в палате братию нашу и все воинство. Благия во благости соблюди, лукавыя благи сотвори благостию Твоею».
Если Господь дарует нам прощение грехов, мир совести, радость спасения, то мы должны благодарить Его за это постоянной решимостью убегать от грехов и творить благо, хранить мир своей совести, неленостно благодетельствовать своим ближним, радовать их своим вниманием и заботой.
Если же Господь почтил нас особо тяжелым жизненным крестом, подвигом скорби, послал страдания, болезни «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12: 10), то ответим Небесному Подвигоположнику не протестом, не ропотом, не малодушием, а словами святого псалмопевца: «Благо мне, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим» (Пс. 118: 71).
«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18), – учит нас апостол Павел.
Принося живую и сердечную благодарность Богу – Подателю жизни и всяческих благ, мы молимся сегодня: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны». Аминь.