24 сентября – память преподобного Силуана Афонского — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

24 сентября – память преподобного Силуана Афонского

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Иногда людям кажется, что святость, святые – это дела давно минувших дней, что сейчас в этом бушующем страстями мире нет места святости, нет святых, «яко оскудè преподобный: яко умáлишася ѝстины от сынов человеческих» (Пс. 11: 2). Это неверное мнение. Люди высокой духовной жизни, святые – пусть даже их не очень много – есть и сейчас, просто святость не любит шума и показухи. Вдали от мира, в тишине монастырской кельи рождается святость, чтобы потом, после завершения земной жизни подвижников, святость некоторых из них по промыслу Божию открылась людям, чтобы освятить и согреть их сиянием Божественной любви.

В числе святых наших современников особенно выделяется преподобный Силуан Афонский, память которого сегодня Православная Церковь совершает. Скончался он в 1938 году.

По происхождению крестьянин Тамбовской губернии, безо всякого светского образования, преподобный Силуан вошел в плеяду святых Горы Афон, стал яркой звездой вселенского православия, стяжав исключительную духовную мудрость, получив огромный внутренний опыт, обогащенный духовными сокровищами Святой Горы.

Нам известно немного о его жизни до его прибытия на Афон и о пребывании на Святой Горе. Однако и того, что мы знаем, достаточно для нашего вразумления и назидания.

Первое показательное событие в духовной истории преподобного Силуана случилось в его детстве, когда ему было около четырех лет.

Отец его, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам. Однажды, в праздничный день, с особым удовольствием он пригласил к себе некоего книгоношу, надеясь от него, как человека «книжного», узнать что-либо новое и интересное, ибо томился он своей «темнотой» и жадно тянулся к знанию и просвещению. В доме гостю были предложены чай и еда. Маленький Семен – так звали преподобного до монашества – с любопытством ребенка смотрел на гостя и внимательно прислушивался к беседе. Книгоноша доказывал отцу, что Христос – не Бог и что вообще Бога нет. Мальчика особенно поразили слова: «Где Он, Бог-то?» и он подумал: «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога». Когда гость ушел, Семен сказал отцу: «Ты меня учишь молиться, а он говорит, что Бога нет». На это отец ответил: «Я думал, что он умный человек, а он оказался дурак. Не слушай его». Но ответ отца не изгладил из души мальчика сомнения.

Мысль о Боге не была заглушена бурной жизнью молодого, красивого, сильного, зажиточного Семена. Пришло время, и уже молодой мужчина, познавший, что такое грех, вновь с новой силой устремился к Богу. В нем родилось горячее желание вступить в ряды афонских иноков, живущих вдали от мира, погрязшего в водовороте суетных проблем. Случилось это в 80-х годах ХIХ века, когда Семен служил в императорской гвардии в Петербурге.

Это было в эпоху, когда управление русским монастырем святого Пантелеимона на Афоне перешло от греков к первому русскому игумену Макарию, благодаря чему об этом монастыре и о Святой Горе стало широко известно в России.

В это же время Семен встретился с отцом Иоанном Кронштадтским, и возникшая глубокая внутренняя связь между этими двумя великими светильниками Русской Церкви образовала единую линию святости, идущую из XIX века в век XX. Позже преподобный Силуан записал: «При жизни преподобного Серафима, за молитвы его, Господь хранил Россию; а после него был другой столп, достигавший от земли до Неба, – отец Иоанн Кронштадтский». Несомненно, таким столпом после отца Иоанна является преподобный Силуан Афонский.

Незадолго до окончания службы в гвардии, Семен поехал в Кронштадт к отцу Иоанну. Преподобный Силуан пишет, что видел раньше отца Иоанна молящимся, и это произвело на него неизгладимое впечатление: «Отца Иоанна я видел в Кронштадте. Он служил Литургию. Я удивился силе его молитвы. И доселе, а прошло почти сорок лет, не видел я, чтобы кто служил так, как он».

К тому времени Семен уже твердо решил уехать на Афон и стать монахом. К отцу Иоанну он поехал просить молитв и благословения, но не застал его в Кронштадте и оставил записку: «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал».

Вернувшись в Петербург, в казармы, уже на следующий день Семен почувствовал, что вокруг него гудит адское пламя. Это адское пламя, ощущение которого возникло по молитвам отца Иоанна Кронштадтского, уберегло в миру молодого человека от всех искушений, могущих ослабить его волю стать монахом. Это пламя давало реальный опыт стояния на Страшном Суде Господнем.

Ненадолго заехав домой и собрав все необходимое, Семен уехал на Афон.

Но с того дня, как помолился о нем отец Иоанн, адское пламя гудело вокруг него не переставая, где бы он ни был, и по дороге, и на самом Афоне.

Семен был принят послушником в русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. С великим мужеством терпел послушник непрекращающиеся муки ада. Когда же от этих мук душевные силы Семена стали иссякать, мужество – изнемогать, когда он дошел до отчаяния, тогда он увидел живого Христа. Сам Господь непостижимо явился ему, и все существо его исполнилось огнем благодати Святого Духа. Кроткий взор всепрощающего, безмерно любящего, радостного Спасителя безвозвратно привлек к себе послушника.

Испытав адский ужас греха и безмерную радость любви Божией, всю оставшуюся жизнь святой подвижник проповедовал о любви, о любви Бога к людям, и тем самым возвращал людей к Богу, к осмысленной, полноценной жизни.

Вот несколько примеров таких жизнеутверждающих поучений, которые нужны и нам, чтобы мир и покой воцарились в наших душах, в семьях, в обществе.

«Господь нас неизреченно любит», – говорил каждому приходящему отец Силуан. Когда кто-нибудь жаловался ему на свою скорбь, подвижник утешал и подбадривал: «Знает Господь, что ты страдаешь, но Его любовь согреет тебя, как солнце греет землю. Не бойся, это для твоего же блага».

Старец не был строг к чужим грехам, как бы велики они ни были. Он говорил о безмерной любви Божией к грешнику и приводил его к мысли о любви к ближним. «Если бы мы перестали роптать на Бога, то не стали бы осуждать и Его творения, в особенности людей, – говорил отец Силуан. – Но мы ропщем на Него за все тяготы жизни, а потому осуждаем и Его творения. Мы ропщем на Бога, потому что не чувствуем Его любви».

Один монах пожаловался отцу Силуану, что игумен монастыря не любит его. «А ты люби его, – ответил Силуан, – молись усердно за своего игумена каждый день и повторяй: «Я люблю моего игумена, я люблю моего игумена». И когда в тебе разгорится любовь к игумену, он начнет тебя любить».

Если так мы станем относиться к окружающим, то многие проблемы – мелкие, ничтожные, а возможно, и надуманные – исчезнут из нашей жизни.

Помолимся сегодня предивному угоднику Божию преподобному Силуану Афонскому, чтобы он испросил у Всещедрого Бога нашего, да посетит Он нас Своей Божественной любовью и оживит души наши, чтобы мир, радость и любовь воцарились в нашей жизни. Аминь.