11 октября – Неделя 18-я по Пятидесятнице — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

11 октября – Неделя 18-я по Пятидесятнице

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Однажды на берегу Генисаретского озера Господь Иисус Христос раскрывал народу Божественные тайны Царства Небесного. Огромное множество народа теснило Его, желая слышать Его учение. Рядом оказались две рыбацкие лодки Петра и сынов Зеведеевых, которые чистили свои сети. Господь вошел в лодку Петра и просил его немного отойти от берега, чтобы удобнее продолжать напоять жаждущий народ спасительными струями Божественного учения.

Закончив проповедь, Господь сказал Петру отойти на глубину и закинуть сети в море. Несмотря на то, что Петр всю ночь – самое благоприятное время для лова рыбы – трудился и ничего не поймал, он все же повинуется приказанию Наставника.

Вдруг сети Петра наполнились таким количеством рыбы, что пришлось призвать на помощь сыновей Зеведеевых, которые помогли извлечь сети. В сетях оказалось столько рыбы, что обе лодки наполнились и стали тонуть…

Произошло нечто чрезвычайное, произошло чудо.

Святитель Николай Сербский говорит, что, если бы люди были райски чисты и безгрешны, они не ждали бы, пока Бог воскресит умершего, или умножит хлебы, или наполнит сети рыбой, чтобы воскликнуть: «Вот чудо!», но о всякой вещи, сотворенной Богом, о каждом часе и каждом дыхании своей жизни сказали бы: «Это чудо!»

Грех испортил духовное зрение человека, так что он перестал видеть чудо в луне и звездах, в первом луче восходящего солнца, в распускающемся цветке и пении птиц, в каждой травинке и снежинке. С тех пор, как грех стал для людей привычкой, сквозь грех и все бесчисленные чудеса Божии в мире превратились для человека в тупую привычку. Чтобы от этой привычки человек совершенно не отупел, не увял и не оскотинился, Бог по милосердию Своему к болящему человечеству прибавляет к Своим бесчисленным чудесам другие, лишь бы пробудить человека и отрезвить его, избавив от мрачной душепагубной привычки к чудесам как нечудесам.

Петр увидел явное чудо, которое потрясло его до глубины души, потрясло до ужаса, так что он «припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8).

Вместо того, чтобы выразить свою благодарность за такой дар и свое восхищение этим чудом, он говорит: «Выйди от меня, ибо я человек грешный!» Чувствуя свою греховность и недостоинство, он не благодарит, но просит Господа выйти из его лодки.

Петр с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, начали со страха, а закончили любовью к Богу, как написано: «Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 1: 7). Сначала они испугались до ужаса, а потом стали апостолами. Сначала они плавали по Генисаретскому озеру, ловя рыбок, а потом безбоязненно выплыли на великую глубину бушующего житейского океана, чтобы стать ловцами человеков, чтобы спасти их от верной гибели.

Чувство собственной греховности перед Богом есть драгоценное качество души человека. Господь ценит его больше, чем все слова восхищения и благодарности. Ибо, если человек поет Богу многословные гимны восхищения и благодарности, но не ощущает своей греховности, нет ему в том никакой пользы. Это ощущение греховности ведет к покаянию, покаяние – ко Христу, а Христос – к воскресению. Ощущение своей греховности есть начало пути спасения, начало новой жизни.

Без Бога наша жизнь похожа на ползание в грязной луже, на бесплодную ночь, на бесполезно проведенное время. Однако ночь нашей жизни на земле пройдет быстро, и все наши труды этой ночи без Божией помощи останутся напрасными, наши сети – пустыми, наши сердца – наполненными унынием.

Господь же стоит возле лодочки каждого из нас и просит. Он – Бог, Творец и Вседержитель – просит каждого из нас пустить Его в нашу лодку и с Ним безбоязненно отчалить с мелководья на великие глубины моря духовного, где Он наполнит лодочки наши всякими великими и богатыми милостями.

Не отвергнем Его, нашего Бога, пока Он просит, и позволим Ему войти в лодку нашей жизни, потому что, когда рассветет, мы услышим уже не голос Просителя, но голос Страшного Судьи. Аминь.