29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

За 63 года до Рождества Христова Палестина была завоевана римлянами и стала источником доходов для римской казны. Сборщики налогов, или мытари, которые были из числа местных жителей, никогда не пользовались особой симпатией среди иудеев, а особенно теперь, когда они стали собирать налоги для завоевателей. Тогдашняя налоговая система позволяла мытарям завышать поборы, чем они и пользовались, наживая значительные состояния, а заодно и ненависть соплеменников. В те времена слова «грешник», «язычник» и «мытарь» для иудеев были синонимами.

Многие иудеи были удивлены и возмущены тем, что Иисус Христос посещал этих самых презираемых грешников и даже разделял с ними трапезу, нарушая ритуальную чистоту, охраняемую Моисеевым законом. Но Господь Сам объясняет, почему Он так поступал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больныеИбо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 12, 13). Каково же было всеобщее удивление, когда Господь, придя однажды в Капернаум, призвал одного из мытарей в число избранных, своих ближайших учеников – апостолов: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9: 9). Матфей-мытарь всем существом откликнулся на этот призыв и, оставив все, беспрекословно и решительно пошел за Христом и уже не отлучался от Него. Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, был свидетелем крестных страданий и смерти Спасителя и Вознесения Его на Небо.

После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа на апостолов Матфей сначала оставался в Палестине, вместе с другими апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях, а затем, повинуясь жребию, направился к другим народам – персам, парфянам, мидянам, эфиопам, – чтобы просветить их светом евангельской истины. Это апостольское шествие Матфея не было приятной и познавательной экскурсией по разным странам. Много бед и скорбей претерпел апостол от зверонравных язычников. Предание повествует о том, что после того, как парфяне и мидяне, противящиеся Божественной истине, очень плохо поступили со святым апостолом, тот удалился высоко в горы. В полном одиночестве он проводил дни в духовном созерцании и молитве о погибающих в диком язычестве народах. Там ему явился Господь в образе ребенка и вручил палку, повелев посадить ее в городе Мирмены, что святой апостол и исполнил.

Как только апостол воткнул палку в землю, она пустила ростки, а затем появились прекрасные плоды, из которых сочился мед как прообраз райских благ. Кроме того, у подножия дерева забил освежающий источник, и каждый, кто погружался в него, выходил исцеленным не от физических болезней, а от страстей и мрака язычества.

Это чудесное благоплодное древо является образом написанного апостолом Матфеем Евангелия, вкушая плоды которого каждый искренне верующий обретает духовное здравие, познают Истину и восходят в Царство Небесное.

С тех древних пор, как над землей взошло Солнце Правды, Евангелие от Матфея, как и другие три Евангелия, включенные Церковью в канон Священного Писания Нового Завета, постоянно усердно читают христиане.

Начался Рождественский пост. Чтобы правильно, с пользой для себя провести время поста, не надо мучить себя и всех вопросом «Что можно кушать во время Рождественского поста, а что – нельзя?», гораздо важнее и полезнее задаться другим вопросом: «Зачем мы читаем Евангелие?»

Евангелие – это Откровение Божие человеку. Через Евангелие Бог открывает Себя человеку – происходит встреча Бога с человеком.

Верить в то, что Господь приходил в этот мир когда-то, родился в Вифлееме, страдал и умер на Кресте и Воскрес; что Он придет еще раз когда-то судить живых и мертвых, еще не значит быть верующим. Прошлого уже нет и будущего еще нет, а каждый из нас живет сейчас, в этот момент времени, и этот момент есть настоящая реальность, а прошлого и будущего нет. При этом Господь говорит: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20), значит Он с нами здесь, в этот самый момент времени; значит сейчас Он входит в нашу жизнь.

И настоящий христианин не тот, кто только размышляет о прошлом или живет в ожидании будущего, а тот, кто сейчас, в этот самый момент впускает в свою жизнь Бога и живет с Ним. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Кто откроет сейчас Богу двери своего сердца, к тому Он войдет и «будет светом ваших очей, силой вашего разума, духом ваших уст, величайшим смыслом и счастьем вашей жизни».

Соединение с Богом – смысл жизни христианина, а чтение Евангелия, пост, молитва, Таинства церковные – только средства – важные, необходимые – для этого соединения.

И такое жизненное соединение человека с Богом сейчас, а не когда-то потом, зависит только от желания человека, от его готовности впустить Бога в свою жизнь. Такое соединение начинается с постоянного внимательного, с молитвой чтения Евангелия, с углубление в Евангелие, с желания жить по-евангельски, исполняя заповеди Христовы.

Надо только захотеть, и встреча с Богом произойдет не когда-то потом, а сейчас, Бог войдет в нашу жизнь не когда-то потом, а сейчас.

На это и желаю всем потратить время начавшегося поста. Аминь.

2013 г.