30 ноября – память мучеников Гоброна-Михаила и с ним 133-х воинов — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла

30 ноября – память мучеников Гоброна-Михаила и с ним 133-х воинов

Проповедь архимандрита Иосифа (Еременко)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

IХ век – это период, когда время в Грузии исчисляли не по годам, а по нашествиям арабов. Последний раз арабы попытались подчинить Грузию в начале Х века. Опустошив Армению, в 914 году арабские войска под предводительством эмира Абдул-Касима вторглись в Грузию. Каждый свой шаг арабы отмечали пролитием крови мирных жителей, каждый камень был полит кровью христиан. Захватив Тбилиси, пройдя огнем и мечом Картли, войска Абдул-Касима пришли в Тао-Кларджети и осадили крепость Квели.

Квели – средневековая грузинская крепость ныне, почти полностью разрушенная, находится на территории Турции. Квели вошла в историю благодаря подвигу ее мужественных защитников.

Современник того судьбоносного для Грузии события епископ Стефан Мтбевари создал шедевр грузинской агиографии «Мученичество святого Гоброна, которого казнили в крепости Квели», благодаря которому мы знаем о мужестве грузинских витязей, святых мучениках Гоброне-Михаиле и его 133 воинах.

Михаил с юных лет отличался мужеством, необыкновенной храбростью и неустрашимостью, потому и был прозван Гоброном, что значит на арабском языке «мужественный, храбрый».

Враги окружили крепость Квели и расставили вокруг нее свои палатки, которых было так много, что место вокруг крепости стало белым, как будто выпал снег.

Войска приготовились к бою. Началась ожесточенная битва. Гоброн защищал крепость так же, как некогда спартанский царь Леонид с отрядом воинов преградил путь на узкой тропе полчищам персов. От множества летящих с обеих сторон стрел и копий затмевалось солнце. Впоследствии теми стрелами и копьями нагружены были сотни верблюдов. Тучи горящих стрел и куски скал, как град, обрушивались из каменометных машин на осажденный замок. Черный дым поднимался над крепостью, как извивающееся тело дракона. Один за другим падали воины со стен в огонь, охвативший замок, и на острия копий.

В этой жаркой битве твердо стояли все грузины, бывшие в крепости.

Неприятель ничего не достиг, но осады все-таки не снимал. Во время частых вылазок осажденных погибало множество людей, тела которых были брошены на земле непогребенными и гнили, заражая воздух.

Наконец, после осады, длившейся двадцать восемь дней, враги, разрушив стену, вошли внутрь крепости. Тогда Гоброн со всеми оставшимися воинами напал на врагов, обратил их в бегство и гнал еще долго за стенами крепости. Но святой понимал, что положение безнадежно и неоткуда ждать помощи. Осажденные стали просить мира у вражеского полководца, говоря через посла: «Бог дал тебе перевес над нами, поэтому просим мира».

Неприятельский военачальник сделал вид, что согласен.

Когда грузины, успокоенные обещанием мира, не подозревали об опасности, арабы вероломно нарушили договор. Ворота рухнули, арабы ворвались в крепость, битва продолжалась внутри каждой башни. Гоброн защищал замок, как истекающий кровью орел защищает свое гнездо. В живых остались только он и 133 воина, у которых от изнеможения и ран мечи выпадали из рук.

Гоброна и его 133 богатыря арабы пленили.

Гоброна привели к эмиру и предложили, ради сохранения своей жизни, оставить закон Господа Иисуса и принять ислам. Но доблестный Гоброн отверг это предложение, приготовившись за Господа Иисуса Христа к страданиям и смерти. «Сам Господь мой Иисус Христос принял за нас смерть, – говорил святой мученик беззаконникам. – Жизнь моя – Христос, и смерть за Него для меня – вечное приобретение» (см.: Флп. 1: 21).

Эмир хотел ввести в издревле православной Грузии ислам, поэтому ему важно было отвратить святого Гоброна от Христа и затем воспользоваться его влиянием на всех грузин. Он сказал Гоброну: «Жалко мне красоты твоей, я не желаю предать тебя горькой смерти, уважая твое мужество и воинскую доблесть. Мои приближенные передали мне, что ты один из именитых и знатных грузинских вельмож. И я советую тебе, как любезному сыну: оставь безумную твою веру, которая ничуть не помогла тебе и ни к чему не привела твоих ближних и единоверцев. Исповедуй истинную веру нашего царства, которому подчинено все. Знаю, что сделать это будет очень трудно, но за это обещаю тебе и близким тебе людям какие угодно начальственные должности. Подарю тебе палаты, где ты будешь жить, множество палаток, рабов, богатый двор, верблюдов, множество прекрасного драгоценного оружия и сделаю тебя одним из избранных и приближенных моих».

На льстивые слова эмира страстотерпец Христов отвечал: «Знай, государь, что, воистину, ни блага, предлагаемые тобой, ни страшные угрозы не могут заставить меня отречься от любви Господа Иисуса Христа. Это последнее мое слово!»

Желая устрашить Гоброна, эмир приказал убивать пленников на его глазах. Грузинский витязь стоял, забрызганный кровью, среди трупов, как на поле боя, стоял неподвижно, как изваяние, подняв глаза к небу. Казалось, что он не слышит звона оружия, не видит крови и мертвых тел, которые как холмы окружают его, что он в молитвенном порыве созерцает Сына Божия, подобно первому мученику за Христа апостолу Стефану, перед смертью сказавшего: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7: 56).

Когда убили последнего воина, эмир снова спросил Гоброна, согласен ли он принять ислам, ведь теперь уже не будет живых свидетелей его отступничества.

Святой был непреклонен.

Тогда эмир приказал вывести его во двор и сначала только слегка ударить мечом по шее, чтобы вынудить его отречься от Истинного Бога.

Святому связали сзади руки, обнажили шею и два раза слегка ударили мечом по ней, так что из раны потекла кровь. Блаженный страдалец Христов высвободил связанную сзади правую руку, омочил в своей крови палец и изобразил на лбу кровью святой крест со словами: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, что Ты сподобил меня, недостойного и грешного, наследовать это сокровище – мученичество!»

Лицо святого сияло Небесной благодатью, и крест, изображенный кровью на лбу его, блистал молниеобразно. Некоторые христиане, бывшие тут поблизости, видели над Гоброном светлый венец и укрепились в вере его страданиями за имя Господа нашего Иисуса Христа.

Описатель мученичества блаженного Гоброна епископ Стефан говорит, что святой, на лбу которого был кровью начертан крест, был подобен некогда увенчанному терновым венцом Иисусу Христу. Верные, видевшие таким мученика, вспомнили слова Христа Спасителя: «Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его» (Мф. 10: 25).

Эмир, к которому вновь привели мученика, опять начал уговаривать его, желая хитростью склонить к исламу, но никак не мог убедить святого оставить веру во Христа. Наконец, видя его непреклонность, эмир стал грозить ему, говоря: «Знай, Гоброн, что, если не подчинишься моей воле, то не избежишь смерти».

Святой мученик Гоброн на это ответил ему: «Делай со мной, что тебе угодно. Я – христианин и никогда не отвергнусь пресладкого имени Господа моего Иисуса Христа».

Разъяренный эмир велел немедленно вывести святого во двор и отсечь ему голову. После удара палача бездыханное тело мученика, как дуб под секирой дровосека, пало на землю.

Случилось это 17 ноября (30 ноября по новому стилю) 914 года.

Гоброн вместе со своими соратниками был погребен в общей могиле во дворе замка, рядом с гробницами своих предков.

Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу мучеников. Множество больных, приходивших на их могилу, получали здравие. И поэтому Грузинская Церковь вскоре причислила страдальцев к лику святых мучеников.

Христоподобный подвиг доблестных грузинских воителей, их крепкое стояние в вере и самозабвенная жертвенная любовь к родине вдохновили грузин на борьбу против супостатов, и арабам, несмотря на прежние военные успехи, пришлось покинуть Грузию.

Обратимся к святому мученику Гоброну-Михаилу, чтобы он оградил нас оружием всесильных молитв своих от видимых и невидимых врагов и привел к Царю и Богу нашему Иисусу Христу, Ему же подобает с Отцом и Святым Духом всякая слава и честь, ныне и в бесконечные веки. Аминь.